АНАЛИТИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ
| ТОМ 4. ВЫПУСК 11—12 (30)
Ценностные доминанты политического самоопределения молодежи: традиционные смыслы в новых условиях
Антонина Селезнёва
доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова
Самоопределение современной российской молодежи в пространстве политического носит хаотичный и противоречивый характер. Причины этого кроются как в самой молодежи, так и в условиях ее становления и развития.
Наша молодежь — особенное поколение, которое по своим социально-психологическим характеристикам отличается от других когорт в структуре российского общества. И это не только специфика возраста, которой зачастую объясняется нестандартность поведения молодежи. Важную роль играет фактор социализации, определяющий в итоге облик поколения. Выросшие в условиях постсоветской реальности и погруженные в медиапространство молодые люди иначе, чем взрослые, воспринимают и осмысляют информацию, относятся к себе и миру вокруг, выстраивают отношения с другими людьми и реагируют на происходящие в обществе и государстве события и процессы.
На сознание и поведение молодежи влияет контекст ее жизнедеятельности — сложные, неоднозначные и быстро меняющиеся события и процессы социально-политической реальности. Молодые люди находятся под перекрестным воздействием глобальных и национальных социокультурных и политических процессов, в которых тесно переплетаются традиционные и «новые» тенденции. Их представления о России и о них самих как ее гражданах обусловлены, с одной стороны, идущими сейчас в стране процессами цивилизационного самоопределения и актуализации традиционных аксиологических доминант отечественной политической культуры в условиях геополитического противостояния на международной арене, СВО и санкций. С другой стороны, не утрачивают своего значения и общемировые процессы индивидуализации и массовизации, распространения постматериалистических ценностей[1] и так называемой новой этики.
Восприятие молодежью государства и власти, ее идентификационное самоопределение, гражданская активность и политическое участие обусловлены сложившейся у нее в процессе политической социализации системой ценностей. Наиболее значимы для молодежи ценности мира, безопасности, прав человека, свободы, порядка, справедливости и законности. Этот набор наиболее приоритетных ценностей мы фиксируем на протяжении последнего десятилетия[2]. При этом события последнего года привели к актуализации в сознании молодежи традиционных ценностей и смыслов. Опираясь на результаты нашего исследования[3], обозначим некоторые аспекты этой тенденции.
1. Центральное место в системе ценностно-мировоззренческих доминант политического сознания и гражданского самосознания российской молодежи занимают исторически присущие нашей политической культуре патерналистские ориентации. Важный нюанс заключается в том, что смысловое ядро представлений молодежи о государстве включает в себя не только собственно политические компоненты, как это обычно бывает, но и социокультурные, которые имеют глубокие исторические корни.
С одной стороны, государство воспринимается молодежью как основной субъект политики, от которого ожидают заботы, поддержки и защиты. Именно государство, по мнению молодых людей, должно обеспечивать реализацию наиболее значимых для нее ценностей прав человека, свободы, справедливости, безопасности, порядка, законности. То есть ему отводится ключевая роль в построении справедливых общественных отношений, защите прав человека и обеспечении свободы граждан, создании комфортных условий для жизни людей, их личной и профессиональной самореализации. При этом важно подчеркнуть, что запрос молодежи к государству формулируется в модальности долженствования, причем безусловной — «оно обязано, оно должно».
С другой стороны, смысловое наполнение представлений молодежи о государстве раскрывается через такие понятия, как «земля», «народ» и «культура», которые носят идентификационный характер. В этом как раз и проявляется обозначенная историками социально-политической мысли взаимосвязь понятий «Русская земля» и «Российское государство»[4], которая отражает традиционные аксиологические основания нашей политической культуры. Данная тенденция имеет важное значение для понимания специфики восприятия молодежью России. Если еще несколько лет назад образ России раздваивался в сознании молодежи на нейтрально-положительный образ страны и нейтрально-отрицательный образ государства, то сегодня эти два образа сливаются. Но представления о России становятся все более размытыми и абстрактными.
2. Одной из важнейших ценностей для молодежи является справедливость. Она занимает третье место в системе ценностных приоритетов молодых людей. Понимание справедливости очень широкое и включает в себя как рационалистические социально-экономические и политико-правовые трактовки (равные возможности, равенство перед законом, пропорциональное распределение благ по труду или потребностям), так и традиционные для нашего менталитета духовно-нравственные смыслы (правда, честность, порядочность). Отметим, что именно традиционное понимание справедливости напрямую соотносится с актуальным запросом молодежи на искренность и честность в политике. Для молодых людей важно, чтобы сфера политики была максимально открытой, чтобы они знали о действиях властей и принимаемых решениях. Они предъявляют к политикам требования искренности и честности, готовы простить им многие ошибки взамен на признание и покаяние.
3. Традиционными смыслами наполнена для молодежи и ценность свободы. Она представляется как независимость, воля (вольность), безопасность. При этом понимание свободы связано с государством. С одной стороны, молодежь активно декларирует собственную автономность, самостоятельность и независимость в формате «свободы от» (от всего — взрослых, начальства, но более всего от государства). С другой стороны, именно от государства она требует обеспечения своей свободы.
4. Патриотизм как исторически присущая нашей политической культуре ценность актуализирована в сознании молодежи. Большинство молодых людей, как показывают и наши данные, и опросы общественного мнения[5], считают себя патриотами. Среди традиционных смыслов в представлениях о патриотизме превалирует эмоциональный аспект (любовь к Отечеству), тогда как значение деятельностных аспектов (забота об Отечестве, служение Отечеству) существенно снижено. Само же Отечество воспринимается молодежью преимущественно в социокультурном значении (страна, территория, народ, культура).
Что же все это означает и как имеющиеся у нас данные помогают понять молодежь и выстраивать работу с ней?
Прежде всего, молодежь очень неоднородна, и любые исследования репрезентативного характера позволяют измерить лишь среднюю температуру по больнице. Однако даже эти обобщенные показатели говорят о многом.
Во-первых, молодежь имеет очень размытые и фрагментарные представления о России, ее цивилизационной сущности, социокультурных характеристиках и особенностях политического устройства. Поэтому в своих взаимоотношениях с государством и обществом она ориентируется не столько на собственные убеждения и принципы, сколько на стереотипные образы из медиапространства. Это снижает ее политическую субъектность и делает процесс ее политического самоопределения непоследовательным и противоречивым. Даже моральные категории, нормы и ценности перестали быть для молодежи абсолютными ориентирами в жизни вообще и политике в частности. Политические предпочтения молодежи все более относительными и ситуативными.
Во-вторых, традиционные ценности и смыслы, которые актуализированы сегодня у молодых людей, во многом отражают исторические черты нашей политической культуры. При этом они сосуществуют в политическом сознании и гражданском самосознании молодежи с «новыми» для нашей культуры ценностями (например, комфорта, прав человека, самореализации, личной инициативы). Все это, помноженное на социально-психологические особенности поколения, приводит к смещению акцентов на уровне поведенческих установок и реальных действий молодых людей. Для них вполне естественно мало знать о России как стране и государстве, в которой они живут, почти не участвовать в социальных и политических процессах, не хотеть брать на себя ответственность за благо других людей, но при этом называть себя патриотами и ожидать от государства заботы и защиты.
В-третьих, работа с молодежью сегодня должна выстраиваться с учетом как специфики самого поколения, его психологических особенностей и социальных свойств, так и актуальных государственных задач. Поэтому вся направленная на молодежь политика — образовательная, воспитательная, молодежная, информационная, культурная, связанная с формированием гражданственности и патриотизма, — и по содержанию, и по форме реализации должна быть гибкой и соотноситься с ценностями поколения. И ключевые принципы такой работы должны быть связаны с необходимостью заинтересовать молодежь, поскольку интерес — ключевой мотив ее активности, и вовлечь в разнообразную деятельность (познавательную, созидательную, социально значимую), через которую, согласно законам психологии, и формируется личность.
[1] Во второй половине XX века, по мнению американского социолога Р. Инглхарта и его коллег, в мире произошел ценностный сдвиг (так называемая «тихая революция») — от материализма (предпочтение ценностей выживания и традиционных ценностей) к постматериализму (предпочтение ценностей самовыражения и светско-рациональных ценностей). См., например: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.
[2] Селезнева А.В. Российская молодежь: политико-психологический портрет на фоне эпохи. М.: Аквилон, 2022.
[3] Исследование традиционных ценностей в сознании российской молодежи было проведено методом анкетного опроса осенью 2022 года. В нем приняли участие 2200 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет. Выборка носила репрезентативный характер и была сбалансирована по полу, возрасту и региону проживания.
[4] Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. «Государствуем от великаго Рюрика...»: К вопросу о формировании единого духовно-политического аксиологического комплекса «Русская земля ― Российское государство ― Российское царство» // Тетради по консерватизму. 2021. № 3. С. 245–262.
[5] Патриотизм: мониторинг // ВЦИОМ. 11.04.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring.
Мы в соцсетях: