ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
| ТОМ 2. ВЫПУСК 8 (13)
Церковь в общественно-политической сфере (на примере Екатеринбурга и Свердловской области)
Иванова Оксана Витальевна
православный политик и общественный деятель, Екатеринбург*
Участие церковных людей в политике было заметным явлением в начале ХХ века, когда духовенство активно принимало участие в работе земств, священников избирали в Государственную Думу, было огромное количество обществ, комитетов, в том числе и женских. Братства и сестричества. Все это цветение по большей части трагически закончилось в 1917 году. Но православная традиция способна восстанавливаться, что, на мой взгляд, стремительно происходит на наших глазах. Перестав быть государственной, Церковь ищет свое место в обществе и пытается самостоятельно выстраивать диалог с ним. Православная общественность сначала осознала себя именно как общественность, потом поняла, что не хватает консолидации и влияния, благодаря соцсетям процесс приобрел определенный масштаб. Поиск единомышленников внутри Церкви перестал быть сложным и трудоемким, политически неравнодушным верующим есть где общаться и искать союзников. С другой стороны, миссионерская традиция Русской Церкви никогда не отвергала диалог с властной элитой, а чтобы его вести, нужен статус. Активность почитателей Николая II и любовь народа к массовым крестным ходам периодически показывают общественное влияние православия. Помимо этого, есть тайная или явная поддержка гражданской активности верующих со стороны епископата, который разумно хотел бы иметь ориентированную на иерархию и независимую от государства общественную силу, лояльную Церкви. Плюс желание образованной части Церкви преодолеть наследие советского режима, загнавшего верующих в храмы и не выпускавшего их в общественное поле. Таким образом, традиция общественного влияния Церкви начала ХХ века, движение самоорганизации снизу и желание независимости Церкви сверху создало прекрасную базу для усиления церковно-политического влияния в публичном пространстве.
Православный политик может создать прогрессивную христианскую силу, сделать ценности мира, любви, свободы, сострадания и братолюбия социально признанными и привлекательными для наших современников и, главное, для наших детей. Это те ценности, которые тысячу лет лежали в основе нашей государственности и помогли нам создать великую и счастливую страну. Нужно их вернуть на это место. Если православный политик сможет объединить людей с активной жизненной позицией, тех, кто верит в силу и действенность христианских ценностей, строит на них свою жизнь, он направит накопившийся потенциал оппозиционности в позитивное и созидательное русло, а не в унылое и разрушительное.
Будучи всегда источником новаций, христианство и сегодня является центром притяжения не только для активных верующих. Как понятный и достойный идеал жизни по совести, христианское мировоззрение имеет широкую поддержку среди граждан. Всех сочувствующих можно рассматривать как самостоятельную политическую силу, готовую к диалогу как с властью, так и с оппозицией. Эта сила способна консолидировать усилия на основе учета мнений и интересов самых широких слоев современного российского общества, всех, кто разделяет общечеловеческие ценности.
Важно научиться успешно отстаивать свои ценности в борьбе идей и политических практик, использовать для этого демократические инструменты и процедуры. Сейчас в политике царят беспринципность, хищничество, власть денег и угроз. Можно здесь и сейчас внести в политику христианские и, шире, религиозные ценности уважения человеческого достоинства, милосердия и любви к ближним, справедливости, просвещения, дерзновения, творчества и развития.
Этот путь не был и не будет легким. Те, кто доминирует и навязывает обществу свои ценности или их нарочитое отсутствие, не дадут верующим без усилий с нашей стороны занять достойное место в обществе. Этим объясняется некоторый градус напряженности в диалоге различных политических сил, но мы продемонстрировали умение слышать и договариваться, находить общий язык со всеми.
Современное российское православие находится в невероятно творческих и свободных поисках политического действия. Возможно, в такой степени это происходит впервые за тысячу лет.
* В 2021 г. Оксана Иванова баллотировалась в городскую думу Екатеринбурга от партии «Справедливая Россия», открыто позиционировала себя как православного политика, выступающего за христианские ценности в политике и в защиту интересов РПЦ. Как историк она долгое время исследовала архивы жертв политических репрессий на Урале. Стала известна после того, как публично поддержала Екатеринбургскую митрополию в скандале вокруг строительства храма в центре Екатеринбурга и в конфликте с последователями бывшего схиигумена Сергия Романова.
Мы в соцсетях: