РАСШИРЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ

| ТОМ 4. ВЫПУСК 5—6 (26)

«Дизайнеры больше не нужны?» Как нейросети уже успели повлиять на работу художников и дизайнеров

Екатерина Бучникова

студентка факультета социологии, СПбГУ

После выхода MidJourney в июле 2022 года и релиза ChatGPT в ноябре того же года об искусственных нейронных сетях заговорили все. Уже существуют обучающие курсы по использованию нейросетей, на крупнейших сайтах — агрегаторах вакансий можно увидеть запрос на операторов нейросетей для решений прикладных задач конкретной компании, а количество телеграм-каналов, посвященных этой теме, сложно посчитать.

Из этого потока информации о возможностях нейросетей мое внимание особенно привлекали видеоматериалы, типичный заголовок которых звучал так: «Дизайнеры больше не нужны! Эта нейросеть сделает сайт за считанные минуты!» Будучи студенткой факультета социологии, я параллельно работаю менеджером в media production и занимаюсь организацией проектов по веб-разработке. Если верить этим видеороликам, я еще в безопасности, а мои творческие коллеги совсем скоро окажутся под угрозой потерять рабочие места. Более того, у нас есть опыт работы как с нейросетями, так и с художниками и дизайнерами, поэтому в последнее время часто встает вопрос: что нужно заказать у человека, а что сделать через нейросети? Кому поручить работу будет эффективнее, менее затратно (и в финансовом, и во временно́м плане), что лучше будет отвечать запросам заказчика?

Мне стало интересно поговорить с самими представителями творческих профессий и узнать, что они думают о развитии данных технологий, их возможностях и месте на будущем рынке труда. Мне хотелось услышать мнение людей, занимающих разные должностные позиции — тех, кто принимает решения и нанимает других, и тех, кто выступает самостоятельным исполнителем[1].

В вопросе о личном использовании нейросетей одной из наиболее часто упоминаемых ожидаемо стала MidJourney. Информанты назвали следующие задачи, которые нейросеть помогает им решать:

  • генерация изображений;
  • поиск референсов[2] для начала работы;
  • создание мудборда[3];
  • быстрая адаптация референса под другую нишу;
  • создание подробного описания идеи рисунка и технического задания;
  • поиск возможных композиционных решений;
  • генерация идей.

Как показало это небольшое исследование, дизайнеры и художники, по крайней мере некоторая их часть, соглашаются с тем, что нейросети вошли в нашу жизнь и, чтобы оставаться востребованными, нужно адаптироваться к новым условиям. В частности, необходимо обучиться навыку написания запросов ― нейросеть должна получить четко сформулированную задачу, чтобы выдать максимально точный результат. Помимо непосредственной реализации задумки, нейросети часто используются на этапе брифинга с заказчиком, то есть поиска стилистического направления для создания работы и генерации идей.

Рассматривая перспективы влияния развития нейросетей на профессиональную среду, можно предположить, что профессия художника будет меняться гораздо сильнее, потому что уже сейчас формируется запрос на новый тип художника — AI-artist, а работодатели ищут художников с навыками работы с нейросетью. Также многие графические редакторы добавляют возможность использовать умные инструменты на основе технологий искусственного интеллекта, например, корпорация Adobe добавила в бета-версию Photoshop генеративные ИИ-функции. Таким образом, процесс уже запущен и вряд ли откатится назад. Ключевыми факторами для того, чтобы быть востребованным специалистом на будущем рынке труда, станут способность адаптироваться к технологическим изменениям, отвечать на запрос рынка, готовность обучаться новому. По крайней мере, так считают сами дизайнеры и художники.

Вместе в тем интерес дизайнеров к нейросетям выходит за рамки использования технологий, генерирующих изображения. Как было отмечено, умение создавать правильный запрос — важный навык, которому стоит научиться. Один из информантов, руководитель медиаагентства и по совместительству дизайнер, рассказал об интересной практике ― использовать ChatGPT для создания более точных запросов (prompts) для последующего применения в MidJourney. Внося в первую нейросеть запрос, он просил ее переработать его текст в более точный, детальный и понятный для второй нейросети — MidJourney, тем самым увеличивая эффективность коммуникации с нейросетью и финального результата, который она сгенерирует.

Еще одно применение нейросети, упомянутое другим информантом, руководителем отдела контента, — создание технического задания для иллюстраций и тестовых заданий для практики своих художественных навыков. В нейросеть вбивается краткий запрос с указанием, чтобы ChatGPT расширила его, сделала более конкретным и детальным для визуализации. Если описание получается интересным, то информант передает его работникам своего отдела, и уже те могут нарисовать его в своем стиле.

Еще одним аспектом использования ChatGPT оказалось создание рекламных и демонстрационных текстов, необходимых и в дизайне. Это может быть описание продукта, или кейса для своего портфолио, или набросок текстовых фрагментов содержания, когда реальный материал от заказчика еще недоступен, а то, как он будет выглядеть, уже нужно продемонстрировать.

Такие ситуации, на мой взгляд, оптимальны для использования ChatGPT, которая по своей сути представляет большую языковую модель, подставляющую наиболее подходящее (по вероятности употребления) последующее слово. Она может быть весьма удобна для создания текстов, не требующих проверки на подлинность, то есть того, что нельзя опровергнуть. Ограничениями использования ChatGPT можно назвать ее технологические основания: она не создает истину, а лишь воспроизводит наиболее подходящую последовательность слов, похожую на истину. Также она не обладает абстрактным мышлением и не может придумать концептуально новое; ей недоступна информация, опубликованная позднее сентября 2021 года[4]. Однако вопрос новизны и креативности дискуссионный, и в ходе исследования у меня возник вопрос, что такое креативность. Может ли технология быть креативной, если компилирует различные элементы, имеет более высокую, нежели отдельный человек, «насмотренность», то есть объем визуального опыта?

И все же пока очевидно, что о полной субъектности нейросети говорить нельзя, она не может выполнять работу автономно, ее нужно корректировать, «вести». Технологические особенности не позволяют ChatGPT создавать большие работы за раз целиком. Например, в феврале этого года появилась новость о написании диплома через ChatGPT, и многие ошибочно полагают, что он был написан сразу. Но это не так ― требовалась корректировка и постоянная разбивка на сегменты.

Стоит отметить, что самый главный критерий успешного взаимодействия с СhatGPT — это правильно ставить задачу и не ожидать большего, чем нейросеть способна сделать. Писать запросы постепенно, от большего к меньшему, каждый раз ставя конкретную задачу вроде: «Составь план, найди источники, напиши абзац про это». Необходимо выступать для нее в роли научного руководителя. В целом я не рассматриваю негативно опыт взаимодействия человека с искусственными нейронными сетями и не вижу страшных образов будущей бесполезности человека на фоне «всемогущих машин». Однако хотелось бы отметить слабое место человека при повсеместном внедрении нейросетей — неспособность критически оценить написанное и созданное, атрофию навыков проверки и слепое доверие результатам деятельности нейросетей.

В заключение нужно отметить, что большинство вопросов о перспективах развития искусственных нейросетей, таких как ChatGPT и Midjourney, и их влиянии на нашу жизнь не имеют точных и однозначных ответов. Они только находятся на этапе разработки и внедрения в различные отрасли, человеку остается принимать вызовы времени, расти над собой и покорять новые горизонты технологического (и социального) развития.

 


[1] Выборка включала шесть человек: 1) руководитель и владелец медиаагентства, лид-дизайнер, 2) руководитель отдела контента, художник и мультипликатор, 3) коммерческий иллюстратор, специалист в векторной графике, 4) иллюстратор-фрилансер, основатель проекта, 5) дизайнер, веб-разработчик, 6) иллюстратор.

[2] Референсы — объекты, которые дизайнер или художник использует в качестве примеров стиля будущей работы или которые отображают задумку автора.

[3] Мудборд — визуальная презентация будущего дизайна, состоит из фото-, видео-, аудиоматериалов, шрифтов.

[4] 10 мая 2023 года появилась новость, что OpenAI проводит тестирование нового плагина, который подключает ChatGPT напрямую к интернету. Об этом сообщил AI-блогер Rowan Cheung в своем Twitter. Сейчас плагин находится на стадии альфа-теста. Доступ к тесту плагина стали получать пользователи GPT-Plus.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: