| Том 3. Выпуск 8(20)
Экоэтика горожан: мода на здоровье и цифровая репрезентация экологической проблематики
Пильгун Мария Александровна
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Российского государственного социального университета
Темы экологии и здоровья стали модными трендами и занимают значительный сектор медиапространства [1]. Исследователи отмечают, что профессиональная практика, как и феномен моды, постоянно меняется и следует за изменениями в технологической, социальной, художественной и культурной сферах, влияющих на общество [2].
Теории модных изменений традиционно связывают с поиском культурных значений. Люди и сообщества используют одежду, аксессуары, тип поведения и пр. как маркеры принадлежности к определенному сообществу, а модные тенденции, соответственно, отражают трансформацию культурной и социальной идентичности. Концептуальные тенденции в моде можно рассматривать в качестве визуализации культурной и социальной систем и их смыслов. Модные предпочтения позволяют специалистам различных научных парадигм диагностировать отдельные категории людей в рамках определенного культурного и социального контекста [3].
Известно, что в различных культурах представлены разные возможности для дифференциации людей по подобным признакам. Например, семиотичность концепции культуры (ее конструктивность доказывал Клиффорд Герц) развивала концепцию Макса Вебера, в соответствии с которой человек представляет собой животное, опутанное сетями смыслов, созданных в рамках конкретной культуры. Согласно теории К. Гирца, особую роль в культуре играют ритуалы, представляющие собой некую сцену, где люди презентуют идеальную версию себя самих, вместе с тем сверяя этот образ с повседневным. Развитие моды также можно рассматривать как ритуал, в котором значительные различия идеализированной и реальной идентичностей заставляют участников и зрителей данного ритуального действия обновлять символическую модную идентичность [4]. В последнее время культурной идентичности и моде уделяется значительное внимание [5].
Одна из основных тенденций развития медиапространства — рост значимости визуального ряда. Визуальная система символов составляет важную часть первичных компонентов общественных ритуалов, в которых внешний вид является ключевым фактором идентификации. В частности, современная модная идентичность отражает массовые культурные события. С другой стороны, современная мода — значимый элемент механизма социального контролирования общества и манипулирования им со стороны мировых корпораций.
Более того, в модную индустрию проникает и другая тенденция, определяющая развитие современного медиапространства, — интерактивность: развивается концепция совместного творчества, которая позволит в будущем разработать оптимизированную структуру совместного создания потребителей, брендов и цепочек поставок. Одновременно обсуждаются причины и стимулы, наиболее важные для потребителей модной продукции при совместном творчестве, а также то, видят ли они добавленную стоимость в совместно созданных модных продуктах и связано ли это с тем фактом, что потребитель уже имеет такие продукты [6].
В рамках концепции Гранта Маккракена изменения в моде — результат трансформации модели смысловых перемещений [7]. Драйверами развития моды также являются культурные конфликты, реализованные в виде символов. Заложенный потенциал и адекватность коммуникативной ситуации фэшн-символов определяют, превратится ли конфликтная идентичность в модный тренд или ограничится локальным проявлением [8].
Нельзя не сказать и про ставшую модной экологическую тематику, которая ныне формирует новый стиль жизни и этическую парадигму. В частности, хотя и с большим опозданием, до нас дошла мода на экологическую ответственность и экологическое потребление.
Переработка отходов как ресурс для создания новых вещей стала трендом в сфере моды. Мода, связанная с индустрией ресайклинга, находится в фазе трансформации и перехода к устойчивости, включая осознание чрезмерности использования природных ресурсов для производства материалов, необходимых для создания одежды и аксессуаров. Проблема отходов и внедрения устойчивых инноваций для индустрии моды минимизируется за счет этических и линейных решений, а также принципов экономики замкнутого цикла, которая отказывается от существующего процесса добычи, производства и утилизации, потребляя ограниченные ресурсы. Под экономикой замкнутого цикла понимают процесс, способный помочь в данном переходе, методы, характеризующиеся цикличностью применения продуктов, повторным использованием и переработкой отходов, которые образуются на каждом этапе разработки продукта [9].
В спектр экологического стиля жизни входят биоеда, натуральная косметика, одежда из переработанных материалов, экологические средства передвижения (желательно, чтобы это был велосипед, в худшем случае — электромобиль). В обществе формируется новая модель поведения, связанная с отказом от одноразового пластика, сортировкой отходов, их переработкой и многим другим.
В сфере моды уже представлены несколько направлений, которые определяются таким осознанным подходом: этичная мода, экомода, устойчивая мода, веган-мода. Границы указанных направлений кажутся условными и размытыми, но сторонники настаивают на их разграничении.
Экомода наиболее ярко иллюстрирует стремления защитников экологии сохранить здоровье потребителей и сотрудников модной отрасли, которые могут пострадать из-за технологических нарушений, а также состояние планеты (земельные, водные, биологические ресурсы, функционирование энергетических систем, загрязнение атмосферы, утилизация отходов). Адепты этого направления считают натуральность главной характеристикой моды, тщательно отслеживают случаи нанесения вреда при производстве флоре и фауне, работникам индустрии и потребителям, использующим модные товары. Кроме того, в круг их интересов попадают также выращивание сырья, дистрибуция товара, упаковка, ретейл, логистика и пр. Формирование устойчивой стратегии снижения воздействия индустрии моды на окружающую среду привело к попыткам изменить поведение людей. Например, новое видение экоориентированного проекта выражается в платье-манифесте «FASHION OUT OF WASTE» и в капсульной коллекции «Плащ для растений», выполненной из биоразлагаемого материала [10].
Этичная мода помимо защиты экологии фокусируется на заботе о животных и о тех, кто занят в этой индустрии. Сторонники такой моды стремятся сделать открытыми данные производства, следят за качеством жизни работников, условиями и оплатой их труда, а также за тем, чтобы при производстве материалов не страдали животные. Они отказываются не только от натуральных кожи и меха, но и от химических веществ, из-за которых страдает биосфера.
Появление понятия «устойчивая мода» свидетельствует о стремлении к изменению принципов потребления, разрушению базового положения модной индустрии, основанного на перманентном стремлении к новизне, стимулировании неконтролируемых расходов, эксплуатации феномена «печаль пост-шоп». Кроме того, предполагается следование новому экологическому стандарту и этике потребления, которые опираются на сознательное ограничение потребления и ответственное использование природных ресурсов [11]. Особое внимание уделяется трансдисциплинарному обучению в области дизайна одежды для устойчивого развития указанного направления [12].
В рамках веган-моды требуется отказ от товаров с волокнами животного происхождения, поскольку идея веганства отражает концепцию этичного обращения с животными.
Результаты анализа лингвистических данных и цифровых следов в русскоязычном медиапространстве показывают, что в семантической сети контента, генерированного пользователями и посвященного модной тематике, наиболее высокие веса связей у номинаций «экологичность» — 99, «экологичная мода» — 89, «экологичные материалы» — 85 (рис. 1).
Рис. 1. Семантическая сеть контента,
генерированного пользователями и посвященного модной тематике
Показателен набор семантических ассоциатов для лексемы «экологический», вычисленный на модели Национального корпуса русского языка и Wikipedia с помощью сервиса RusVectōrēs. Использование дистрибутивных моделей показало, что наибольшую косинусную близость с лексемой «экологический» имеют лексемы «природоохранный», «техногенный», «демографический» и «социокультурный» (рис. 2).
Рис. 2. Семантические ассоциаты для лексемы «экологический» (вычисленные на модели НКРЯ и Wikipedia)
Данные Частотного словаря (2009) показывают высокие показатели лексемы «эко- логический» в соответствующем семантическим поле[13] (табл. 1).
Таблица 1. Пример связи лексемы «экологический» | |||||
Лемма | Часть речи | Частота (ipm) | R | D[?] | Текстов |
Эколог | 5 | 2,9 | 59 | 85 | 157 |
Экологический | adv | 6,5 | 77 | 88 | 425 |
Экологический | a | 40,7 | 90 | 85 | 1371 |
Экологичность | s | 0,5 | 24 | 76 | 40 |
Экология | s | 11,8 | 9 | 19 | 701 |
Анализ посвященного моде контента, собранного из микроблогов, блогов, мессенджеров, социальных сетей, видеохостингов, интернет-СМИ, тематических порталов, картографических сервисов и ТВ, позволил выделить следующие тенденции:
- Экоэтика значительно влияет на тенденции в развитии современной моды. Экологическая тематика стала важным компонентом коммуникативного потенциала моды, формирующим идентичность российских пользователей.
- Растет популярность экологической темы, она формирует новый стиль жизни и этическую парадигму. Переработка как ресурс для создания новых вещей становится ведущим трендом в сфере моды. Для потребителя обретают важность экологическая и социальная ответственность холдинга, условия работы сотрудников, политика ценообразования и пр. Подобное направление закономерно продолжает развитие тенденции здорового образа жизни, которая завоевала прочные позиции. Отказ от вредных привычек, биоеда, натуральная, минеральная косметика, электромобили и другие важные компоненты жизни человека составляют экологию модного стиля жизни.
- Инновации и технологии в моде ориентируются на экологическую составляющую.
- Новая модель потребления модных товаров основывается на осознанности и разрушении стереотипов индустрии о культе новизны.
- Новое поколение россиян не готово тратить много времени на поиск и покупку товаров и отдает предпочтение платформам, которые помогают сократить время и усилия при выборе продукта или услуги. Все большее распространение получают модели Uber, Hotel Tonight, новый тренд сервисов в мессенджерах. Мегамоллы успешно продвигают стратегию магазинов с капсульным выбором. Главные предпочтения современных молодых пользователей — спорт и хобби.
- Изменяются поведенческие паттерны на различных цифровых ресурсах.
- Сетевые ресурсы позволяют диагностировать смену модной парадигмы как часть коммуникативного поведения, отражающего общественно-политические настроения в обществе, определяют возможность легитимного присутствия в публичной сфере определенных культурных и модных практик, которые не вмещаются в поощряемый государством образец.
[1] Lara L., Cabral I., Cunha J. (2023) Color in Sustainable Fashion: A Reflection on the Importance of Design Education. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. vol. 25. Cham: Springer; Liberti R., Veneziano R., Carozza G. (2023) Fashion Design Out of Waste: Cradle to Cradle Dress. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer; Cao K., Chen Y., Dang H., Gao S., Yan K. (2023. Multi-robot Coverage System Based on Health Optimization Management Algorithm. In: Ren Z., Wang M., Hua Y. (eds.) Proceedings of 2021 5th Chinese Conference on Swarm Intelligence and Cooperative Control. Lecture Notes in Electrical Engineering. Vol. 934. Singapore: Springer; Pandey A., Kumar D., Priyadarshi R., Nath V. (2023) Development of Smart Village for Better Lifestyle of Farmers by Crop and Health Monitoring System. In: Nath V., Mandal J. K. (eds.) Microelectronics, Communication Systems, Machine Learning and Internet of Things. Lecture Notes in Electrical Engineering. Vol. 887. Singapore: Springer.
[2] de Brito Mendes L., Broega A. C., Gomes N. P. (2023). Trends in the Fashion Sector: An Analysis of Their Use and Paths for the Researcher Profession. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[3] Пильгун М. А., Ривчун Т. Е. Фэшн-коды в социальных сетях: языковое сознание и культурная идентичность русскоязычных акторов // Филология и культура. Philology and Culture. 2017. № 4 (50). С. 58—68; Pilgún M., Rivchun T. (2018) El potencial comunicativo de la moda: la identidad de los usuarios de internet rusos (The Communicative Potential of the Fashion: the Identity of Russian Users). Estudios sobre el Mensaje Periodístico. Vol. 24. No. 2. P. 1525—1539.
[4] Geertz С. T. (1973) Thick Descriptions Toward an Interpretive Theory of Culture. In: Geertz C. The Interpretation of Culture. N. Y.: Bane book. Ch. 1. С. P. 3—30.
[5] Rito C., Pereira M., Cruchinho A. (2023) The Cultural Identity of a Country as a Competitive Factor in Fashion Design: The Impact of Academic Education on the Construction of National Brands. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias, R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[6] Martins P., Miguel R., Pina L., Pereira M. (2023) Consumer Involvement and Ideologies on the Co-creation of Fashion Products. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[7] McCracken G. D. (1988) Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press.
[8] Turner V. (1988) The Anthropology of Performance. New York: PAJ Publications; Motta M., Conti G. M. (2023) Italian Designers for Yucatan Industries. Designing Intercultural Knowledge Transfer for Fashion Design. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[9] Costa J., Broega A. C. (2023) New Sustainable Materials for the Fashion Industry: The Button in the Circular Economy. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[10] Liberti R., Veneziano R., Carozza G. (2023) Fashion Design Out of Waste: Cradle to Cradle Dress. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[11] Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972; Гройс Б. О Новом // Утопия и обмен. М.: Издательство «Знак», 1993. С. 113—244; Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. 2019. № 52.
[12] Schulz F. E., Freire L. H., da Cunha, J. L. F. L. (2023) The 7 Complex Lessons from Edgar Morin Applied in Fashion Design Education for Sustainability. In: Raposo D., Neves J., Silva R., Correia Castilho L., Dias R. (eds.) Advances in Design, Music and Arts II. EIMAD 2022. Springer Series in Design and Innovation. Vol. 25. Cham: Springer.
[13] Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М. : Азбуковник, 2009.
Мы в соцсетях: