РАСШИРЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ

| ТОМ 2. ВЫПУСК 9 (14)

Эстафета на минном поле. Стратегии и горизонт планирования малого и среднего бизнеса в России

Макушева Мария Олеговна

кандидат социологических наук, генеральный директор ЦСП «Платформа»

Еще до пандемии по данным разных исследований наблюдалось снижение горизонта планирования бизнеса. Большинство участников (средний и малый бизнес) исследования «Платформы» в 2019 году не стремились заглядывать в будущее дальше, чем на три года (при средней длине инвестиционного цикла в пять-семь лет, за исключением IT). И у всех групп бизнеса, кроме стартапов, происходило сокращение сроков перспективного планирования. Ситуация пандемии увела многие предприятия в зону исключительно тактического реагирования.

Причины этого комплексны и не находятся в зоне действия исключительно объективных экономических факторов. В инвестиционном климате важное значение имеет субъективное измерение — восприятие рисков и возможностей, их привычность, ожидания предпринимателей. От этого измерения напрямую зависят стратегии бизнесов, намерения инвестировать или выводить средства, развивать бизнес или закрывать, оставаться в стране или иммигрировать.

Российский бизнес в среднем оценивает условия для развития достаточно критично, фокусируясь на рисках, а не возможностях. В то же время значительное число предпринимателей имеют «прививку 90-х» — пережили столько стресса и риска, что ситуацию до пандемии воспринимали как достаточно ровную. У этого сегмента существует особый, романтизированный, драматизированный образ своего дела — как опасного приключения, бега с препятствиями по минному полю. Это — часть идентичности.

«Заниматься ресторанным бизнесом — как кататься на велосипеде, — вроде все просто, но велосипед горит и все вокруг горит» (средний бизнес).

«Бизнес в России — это быть на вой­не» (малый бизнес).

«Вести бизнес в России — это приключение» (средний бизнес).

Говоря о том, что грозит бизнесу, предприниматели выделяют две разноуровневые группы — проблемы, источники напряжения, которые задают фон для работы и непредсказуемые риски.

  • Фоновые трудности, связанные, например, со снижением спроса. Они привычны и являются зоной приспособления и управления.
  • Регуляторные риски — непредсказуемые изменения законодательства, меняющие правила игры. Это — зона торга с государством и приспособления.
  • Наиболее интересная группа — это риски-­интервенции, принципиально непредсказуемые и неуправляемые.

Отдельной строкой в этих рисках должна идти пандемия и введение профилактических мер (нерабочие дни, QR-коды), не всегда предсказуемых и понятных для бизнеса.

Но и до масштабных интервенций, связанных с фактором COVID, была большая зона неопределенности, связанная в первую очередь с правоохранительной системой.

Источником тревожности, в частности, являлся событийный ряд, связанный с делами против бизнесменов. Они говорят бизнесу:

  • о незащищенности собственности, в том числе в случае использования конкурентами силовых структур в конкурентной борьбе;
  • о непредсказуемости работы правоохранительной системы;
  • о наличии в ней собственного интереса, идущего вразрез с декларируемыми целями и принципами;
  • о том, что из любых столкновений с правоохранительными органами сложно выйти без потерь;
  • о том, что работа в сегментах с высокой долей госучастия опасна для частного бизнеса. На этом поле он особенно незащищен.

Рисунок 1. Как Вы считаете, что из нижеперечисленного оказывает наибольшее влияние на условия для ведения бизнеса в России? Это влияние положительное или отрицательное?

(в % от всех опрошенных)[1] 

Наибольшее влияние оказывают такие ситуации, когда на месте пострадавшего предпринимателя мог бы оказаться любой. Однако бизнес существует не в ва- кууме и на него влияют не только бизнес-события. На деловую повестку накла- дываются общегражданские резонансные ситуации, связанные с протестами и скандалами. Взаимные проекции этих уровней формируют эффект накопления напряженности.

Негативный настрой в целом более характерен для малого бизнеса, который наи- менее защищен и, как показала пандемия, чаще не имеет финансовой подушки безопасности.

Те, кто уже работает на рынке, не хотят оставлять свое дело, ведь быть пред- принимателем — часть судьбы и определяющая основа идентичности человека. По данным исследования «Платформы», большинство предпринимателей снова совершили бы тот же выбор, что и прежде — вести свое дело:

🢥 76 % выбрали бы иметь свое дело, если бы снова стояли перед выбором;

🢥 61 % хотели бы, чтобы дети продолжили их дело.

«Когда попробовал мясо с кровью, на диету уже не сядешь. Пред- принимательство — это ощущение свободы и самоценности» (эксперт).

К сворачиванию бизнеса, уходу на другие рынки негативный фон может привести бизнесы, наименее укорененные в российской почве, мобильные, например, компании IT-сектора. Они балансируют между признанием позитивных качеств российского рынка (низкая конкуренция) и рисками.

Однако пессимизм, ощущение нестабильности и непрозрачности приводит к ряду негативных следствий для всей бизнес-среды. Основная реакция на неопределен- ность правил игры — сужение горизонта планирования. Люди не готовы к «игре вдолгую», потому что не знают, как поведет себя государство завтра.

Одно из следствий неопределенности — выжидательность и консервативность инвестиций. Инвестируют те, у кого нет другого варианта вложения. При наличии альтернатив выбираются более консервативные способы. Предприниматели признаются, что из-за большого количества рисков рассматривают бизнес как источник дохода здесь и сейчас, самореализацию, но не как актив, который может быть выставлен на продажу.

Наибольшие риски имеют бизнесы, которые можно продать. Соответственно, у предпринимателей меньше стимула развивать их.

У малого бизнеса меньше проблем, так как он незаметен. У крупного меньше, так как он имеет средства защиты. В зоне риска — средние компании. Следовательно, текущие условия создают наибольшие барьеры для развития малого бизнеса, его роста.

Таблица 1. Какая из перечисленных бизнес-стратегий в наибольшей степени соответствует бизнес-планам вашей компании на ближайшие 3 года?

(в % от всех опрошенных) [2]

 

В среднем

Крупный бизнес

Средний бизнес

Малый бизнес

Поддержание бизнеса на достигнутом уровне

 

18

 

18

 

39

 

31

Поступательное развитие с ориентацией на отдачу

в краткосрочной перспективе

 

32

 

32

 

16

 

32

Вложение средств

в долгосрочное развитие бизнеса

 

45

 

45

 

29

 

17

Проблемы бизнес-среды существовали и ранее. Специфика момента состоит в том, что на ослабленном санкциями и пандемией поле они обозначились более явно. Внешнее давление на экономику и ослабление спроса усилили запрос и требовательность к внутренним, институциональным факторам. В целом госу- дарство для бизнеса не выглядит, как враг. Иногда оно — равнодушный другой. Иногда — партнер, действующий в своей логике, меняющий правила игры на ходу. От него ждут стабильности правил, рациональности, диалога по поводу решений, затрагивающих деятельность бизнеса.

Также в структуре власти выделяют непредсказуемые и обладающие своими интересами элементы, которые могут оказывать на бизнес давление, как руковод- ствуясь личными мотивами («чиновники решают свои бизнес-задачи»), так и под- ключаясь к конкурентной борьбе между бизнесами. Для них хорошо подходит метафора loose cannons — катающиеся по палубе и палящие по своим и чужим пушки. И основная претензия к государству состоит в том, что оно не регулирует ситуацию с использованием силового ресурса бизнесом.

 


[1] Телефонный опрос предпринимателей, проведен ВЦИОМ по заказу ЦСП «Платформа». Объем выборки — 500 респондентов. Случайный отбор из базы СПАРК. Выборка квотирована по размеру бизнеса (число сотрудников) и географии. ЦА: владельцы или топ-менеджеры в различных сегментах бизнеса (малый, средний, крупный). Период проведения — июнь 2019 года.

[2] Телефонный опрос предпринимателей, проведен ВЦИОМ по заказу ЦСП «Платформа». Объем выборки — 500 респондентов. Случайный отбор из базы СПАРК. Выборка квотирована по размеру бизнеса (число сотрудников) и географии. ЦА: владельцы или топ-менеджеры в различных сегментах бизнеса (малый, средний, крупный). Период проведения — июнь 2019 года.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: