| ТОМ 3. ВЫПУСК 12 (23)

Эти манящие «чужие берега»: как выбирают страну для миграции?

Карабчук Татьяна Сергеевна

кандидат социологических наук, профессор, Университет ОАЭ; ассоциированный сотрудник, ЛЭСИ НИУ ВШЭ

Введение[1]

Ученые объясняют механизм миграции в основном с помощью теории факторов выдавливания и притяжения (pull and push factors), которые определяют желание уехать из страны. Предыдущие исследования показали, что экономические мотивы часто дополняются факторами удовлетворенности жизнью в данной стране как на индивидуальном [2], так и на национальном уровне [3]. Однако никто не пытался проследить влияние взаимосвязи национального субъективного благополучия, индекса человеческого развития и гендерного равенства и индивидуального уровня удовлетворенности жизнью на желание уехать из страны.

Данные Всемирного исследования Гэллапа позволяют это сделать с использованием многоуровневого регрессионного анализа, включая такие страновые переменные, как индекс человеческого развития, индекс гендерного неравенства и агрегированное среднее удовлетворенности жизнью. Модели многоуровневого анализа были построены на базе микроданных Всемирного исследования Гэллапа за 2017 год, которая включала в себя 127 государств с пострановой выборкой от 1000 до 3000 человек в зависимости от размера страны [4].

Что говорят существующие исследования?

В целом страны довольно сильно различаются по доле желающих уехать навсегда в другую страну. В некоторых регионах она достигает 60 % взрослого населения — н апример, в странах Латинской америки или Центральной африки. Велика эта доля и в некоторых странах постсоветского пространства. Почему возникает желание эмигрировать?

Теория культурной эволюции Р. Инглхарта [5] разъясняет, что социальные нормы и ценности во многом определяют устойчивое развитие любого общества, в том числе и субъективное благополучие населения страны и желание жить или уехать из этой страны. В свою очередь, такие показатели макроуровня, как индекс человеческого развития и индекс гендерного неравенства, отражают не только социально-экономическое развитие, но и систему ценностей, социальные нормы. Развитие человеческого капитала и установки на гендерное равенство определяют возможности для улучшения жизни в стране и влияют на уровень удовлетворенности жизнью. Поэтому мы поставили перед собой задачу определить, во-первых, влияет ли индивидуальная удовлетворенность жизнью на желание уехать из страны и, во-вторых, есть ли взаимосвязь между уровнем удовлетворенности жизнью в стране в целом, индексом человеческого развития и индексом гендерного неравенства и индивидуальным уровнем удовлетворенностью жизнью, с одной стороны, и желанием эмигрировать — с другой. Таким образом, статья отвечает на вопрос, есть ли модерирующий (стимулирующий) эффект этих трех страновых показателей на взаимосвязь между индивидуальными показателями удовлетворенности жизнью и желанием уехать из страны.

Литература, посвященная взаимозависимости таких переменных, как удовлетворенность жизнью (уровень счастья) и желание переехать в другую страну, свидетельствует о четкой негативной зависимости между уровнем удовлетворенности жизнью и желанием эмигрировать [6]. Однако последние исследования, которые раскрывают проблему эндогенности, показывают параболическую зависимость, когда самый низкий и самый высокий уровни счастья сопряжены с более высокими потоками эмиграции [7].

несмотря на достаточно большое внимание к исследуемой проблеме, опубликованные результаты имеют ряд недостатков. например, подавляющая их часть относится к узким региональным территориям, то есть нет межнациональных исследований на эту тему. Чаще всего изучалась Южная Европа: Испания, Италия, Греция, Португалия, а также Центральная азия и Латинская америка. Данные всемирного исследования Гэллапа уже использовались для анализа 154 стран по миграционным предпочтениям [8], однако там не тестировались страновые переменные, анализ ограничился несложными корреляциями переменных индивидуального уровня. Тем не менее была показана сильная связь между удовлетворенностью жизнью и желанием уехать из страны, причем эта связь оказалась сильнее связи доходов и желания эмигрировать [9].

Предыдущие работы фокусировались на выявлении взаимосвязи между экономическими показателями, неравенством, безработицей и желанием эмигрировать [10]. не так много исследований затрагивают вопросы удовлетворенности жизнью и уровня счастья, с одной стороны, и вопросы миграции — с другой. Так, С. Лово [11] указывает на влияние страновых характеристик: более высокий уровень счастья, более низкий уровень безработицы и коррупции в стране-р еципиенте привлекают мигрантов. Р. Инглх арт и к. Вельцель [12] пишут о социально-п олитических индикаторах, таких как индекс гендерного неравенства и индикаторы модернизации, притягивающих образованную молодежь (особенно женщин). Страновые показатели ценностей могут объяснить культурные изменения, которые ранее не изучались в эмпирических исследованиях.

Принимая во внимание все перечисленные недостатки опубликованной литературы, наше исследование добавляет новые научные результаты, основанные на меж-

страновом анализе (127 стран) микро- и макропоказателей, тестирующем влияние макропоказателей на взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и желанием эмигрировать. Эмпирическая модель построена на теоретических предпосылках о стремлениях и возможностях [13]. Данная теоретическая рамка учитывает макропоказатели эмиграционной среды и микрохарактеристики индивидов. В исследовании тестируется гипотеза о негативном взаимодействии индивидуального уровня счастья и желания эмигрировать, а также о влиянии общестранового уровня удовлетворенности жизнью на эту взаимосвязь. Мы предполагаем, что в странах с более высоким уровнем человеческого развития, высоким уровнем гендерного равенства и высоким уровнем счастья неудовлетворенные жизнью люди будут скорее желать эмигрировать.

Методология и результаты анализа

Иерархический характер данных (выборка из 117 523 индивидов в 127 странах) позволяет оценить многоуровневые модели, чтобы определить взаимосвязи на индивидуальном и страновом уровнях. В качестве зависимой переменной был использован вопрос о желании эмигрировать: «В идеальной ситуации, если бы у Вас были возможности, хотели бы Вы переехать в другую страну на постоянное место жительства или бы предпочти остаться жить в данной стране?» В качестве основной тестируемой независимой переменной на индивидуальном уровне использовался вопрос об удовлетворенности жизнью по шкале от 0 до 10: «Пожалуйста, представьте лестницу со ступенями от 0 до 10. Вершина лестницы (10) представляет собой самую лучшую жизнь для вас, тогда как низ лестницы (0) самую худшую жизнь для вас. как вы чувствуете, на какой из ступеней жизни вы сейчас лично стоите?». на макроуровне мы тестируем индекс человеческого развития, индекс гендерного неравенства и общий средний уровень удовлетворенности жизнью в стране.

на индивидуальном уровне мы контролируем такие социо- демографические детерминанты, как здоровье, возраст, пол, факт рождения в данной стране, количество детей до 15 лет, количество членов семьи, наличие высшего образования, проживание в городской или сельской местности, доход, статус занятости и удовлетворенность свободой принятия решений в жизни. Мы также включаем в модели индивидуальное восприятие экономической и политической ситуации в стране, доверие таким национальным институтам, как законы, полиция, суды и медиа.

В среднем в мире 23,6 % взрослого населения заявили, что хотят переехать в другую страну на постоянное место жительства. Менее доходные африканские страны насчитывают гораздо больше таких желающих среди своего населения, в более богатых европейских странах доля желающих эмигрировать намного меньше. Интересно, что среди женщин (26 %) процент потенциальных мигрантов выше, чем среди мужчин (21,5 %). Среди всех стран самыми привлекательным и популярным выбором для переезда оказались СШа (19,2 %), Германия (7,7 %), канада (6,5 %) и Франция (6,2 %).

Многоуровневое моделирование позволило подтвердить предыдущие результаты исследований: действительно, чем выше уровень удовлетворенности жизнью, тем чаще индивиды выбирают остаться в стране, в то время как низкий уровень удовлетворенности жизнью сильно коррелирует с желанием уехать. Результаты также подтвердили, что прямого эффекта от страновых тестируемых параметров на желание эмигрировать нет, тогда как они оказывают модерирующий эффект на связь между удовлетворенностью жизнью и желанием уехать из страны.

Интересным оказался результат, что страны с более высоким уровнем счастья притягивают более счастливых людей, тогда как менее благополучные по среднему уровню удовлетворенности жизнью —  потенциальные экспортеры более счастливых индивидов. Если посмотреть на географию стран —  доноров потенциальных мигрантов, то мы увидим, что страны постсоветского пространства как раз относятся к менее счастливым, в них доля желающих уехать больше среди тех, кто удовлетворен своей жизнью. Другими словами, счастье притягивает счастье. Топ принимающих стран выглядит привлекательным не только с экономической точки зрения, но также занимает высокие позиции по среднему уровню счастья (СШа, канада, Германия, Франция).

В странах с низким индексом человеческого развития уровень удовлетворенности жизнью обусловливает желание эмигрировать. В то время как индекс гендерного неравенства оказывает обратное влияние на негативную взаимосвязь между уровнем счастья и желанием уехать в другую страну.

Оценка моделей для разных возрастных групп, а также отдельно для мужчин и женщин показала, что для женщин фактор удовлетворенности жизнью перестает выполнять роль детерминанты желания эмигрировать. более значимо для них наличие детей в возрасте до 15 лет. Для мужчин же негативная взаимосвязь между счастьем и желанием уехать из страны значима и достаточно ощутима. аналогичные результаты были получены и для всех возрастных групп, различий по возрасту не обнаружено. несмотря на возраст, люди с низким уровнем удовлетворенности жизнью скорее будут желать уехать в другую страну.

Важный вывод позволяют сделать модели оценки модерирующего эффекта индекса гендерного неравенства для женщин: в странах с высоким уровнем неравенства женщины чаще хотят эмигрировать, если они не удовлетворены жизнью.

Заключение

Исследование показало, что существует прямая обратная связь между удовлетворенностью жизнью и желанием уехать в другую страну. Включение страновых переменных позволило сделать дополнительные выводы о том, что в странах с более высоким уровнем счастья и с высоким уровнем человеческого развития хотят уехать те, кто больше удовлетворен жизнью. Индекс гендерного неравенства выступает сдерживающим фактором: в странах с высоким уровнем гендерного равенства меньше желания покидать страну, особенно значим этот результат для женщин.

 


[1] Статья написана на основе текста, принятого к публикации в журнал «Международная миграция» (IOM) в соавторстве с Карин Джонсон и Марина-Селини Катсаити: Karabchu T., Katsaiti M.-S. & Johnson K.A.C. (2022) Life Satisfaction and Desire to Emigrate: What Does the Cross-National Analysis Show? International Migration. https://doi.org/ 10.1111/imig.13064.

[2] Bartolini L., Gropas R., Triandafyllidou A. (2017) Drivers of Highly Skilled Mobility from Southern Europe: Escaping the Crisis and Emancipating Oneself. Journal of Ethnic and Migration Studies. Vol. 43. No. 4. P. 652—673; Shamsuddin M., Katsaiti M.-S. (2019) Migration and Happiness: Evidence from Germany. Journal of Happiness Studies. Vol. 21. No. 8. P. 2931—2955.

[3] Chindarkar N. (2014) Is Subjective Well-Being of Concern to Potential Migrants from Latin America? Social Indicators Research. Vol. 115. No. 1. P. 159—182; Otrachshenko V., Popova O. (2014) Life (Dis)Satisfaction and the Intention to Migrate: Evidence from Central and Eastern Europe. The Journal of Socio-E conomics. Vol. 48. P. 40—49.

[4] How Does the Gallup World Poll Work? Measures the Attitudes and Behaviors of the World’s Residents. Gallup. https:// www.gallup.com/178667/gallup-world-poll-work.aspx.

[5] Inglehart R. (2018) Cultural Evolution: People’s Motivations are Changing and Reshaping the World. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108613880.

[6] Cai R., Esipova N., Oppenheimer M., Feng S. (2014) International Migration Desires Related to Subjective Well-Being. IZA Journal of Migration. Vol. 3. No. 1. Article 8. https://doi.org/10.1186/2193-9039-3-8; Otrachshenko V., Popova O. (2014) Life (Dis)Satisfaction and the Intention to Migrate: Evidence from Central and Eastern Europe. The Journal of Socio-Economics. Vol. 48. P. 40—49; Shamsuddin M., Katsaiti M.-S. (2019) Migration and Happiness: Evidence from Germany. Journal of Happiness Studies. Vol. 21. No. 8. P. 2931—2955.

[7] Ivlevs A. (2015). Happy Moves? Assessing the Link between Life Satisfaction and Emigration Intentions. Kyklos. Vol. 68. No. 3. P. 335—356. https://doi.org/10.1111/kykl.12086; Grimes A., Wesselbaum D. (2019) Moving Towards Happiness? International Migration. Vol. 57. No. 3. P. 20—40.

[8] Cai R., Esipova N., Oppenheimer M., Feng S. (2014) International Migration Desires Related to Subjective Well-Being. IZA Journal of Migration. Vol. 3. No. 1. Article 8. https://doi.org/10.1186/2193-9039-3-8.

[9] Там же.

[10] Chindarkar N. (2014). Chindarkar N. (2014) Is Subjective Well- Being of Concern to Potential Migrants from Latin America? Social Indicators Research. Vol. 115. No. 1. P. 159—182; Otrachshenko V., Popova O. (2014) Life (Dis) Satisfaction and the Intention to Migrate: Evidence from Central and Eastern Europe. The Journal of Socio-Economics. Vol. 48. P. 40—49.

[11] Lovo S. (2014) Potential Migration and Subjective Well-Being in Europe. IZA Journal of Migration. Vol. 3. No. 1. Article 24.

[12] Inglehart R. (2018) Cultural Evolution: People’s Motivations are Changing and Reshaping the World. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108613880; Welzel Ch. (2013) Freedom Rising: Human Empowerment and the Quest for Emancipation. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/ CBO9781139540919.

[13] Carling J. (2014). The Role of Aspirations in Migration [Conference Presentation]. Oxford: Determinants of International Migration.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: