| Том 3. Выпуск 1—2(16)

«Говорят, эту фразу придумали психологи»

Полина Аронсон

автор книги «Любовь. Сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств», редактор сборника «Сложные чувства. Разговорник новой реальности от абьюза до харрасмента

«Если мне ­что-то непонятно — я задаю вопросы. Она говорит: „А вот я думала…“ — „А почему ты так думала?“ — „Ну, потому что ты должен…“ — „Кому, что и как давно должен? (…) Почему? Объясни“. Я всегда задаю вопрос: „Что должен, как давно и сколько платить процентов, если долг не выполняется?“ 90 % людей не отвечают на эти вопросы, соответственно, диалог не продолжается. Нет никакого морального долга».

Эта цитата — отрывок из интервью с тридцатилетним Павлом [1], жителем одного российского города-­миллионника. По просьбе интервьюера Павел рассказывает о своей «личной жизни» — и ближе к середине разговора формулирует один из главных принципов, на которых он строит отношения с людьми — в первую очередь с женщинами: «Нет никакого морального долга».

Павлу вторит его ровесница, москвичка Аня:

«Мы ничего друг другу не должны. Если я влюблюсь в ­кого-то другого, я просто сольюсь. Я всегда так делаю. Просто пропадаю. Тут нет позиции. Может быть, сейчас мы нет, а через месяц снова да. Может быть, мне надо подумать. А может быть, я хочу на месяцок отвлечься на ­что-то другое. Спишемся потом — вдруг ты еще да и я еще да».

И Павел, и Аня — успешные молодые люди, занимающиеся предпринимательством. Они читают литературу по методам управления, посещают бизнес-­тренинги, хорошо знакомы с многочисленными рекомендациями на тему личностного роста. «Никто никому ничего не должен» — это максима, почерпнутая ими из разных источников; максима, на которую они ориентируются в поисках если не счастья, то, как минимум, удовлетворения от жизни.

«Эта фраза звучит из каждого утюга»

Конечно, представления Павла и Ани сформированы средой, в которой они живут и работают, — их уровнем достатка и образования, сферой занятости, семейным положением (оба не состоят в браке) и, наконец, возрастом. Вполне можно предположить, что их суждения следует рассматривать как личное мнение — и не более. В конце концов, мало ли кто что себе думает об «отношеньках»; в этой области каждый готов считать себя экспертом. И, тем не менее, позволю себе предположить, что речь идет о бо`льшем — не о частном, едва ли не случайном суждении, а о вербализации новой культурной нормы, нового морального кодекса.

Эта норма и этот кодекс во многом формируются в русле жанра поп-психологии и селф-хелпа. Тиражи подобной литературы в России постоянно растут; к переводным авторам добавляются и русскоязычные [2]. По данным Российского книжного союза, на литературу по саморазвитию и психологии российские читатели тратят 59,4 % от общей выручки книг, вошедших в рейтинг [3]. Растет и индустрия самопомощи, консультирования по вопросам отношений и саморазвития — популярные блогеры и поп-психологи собирают не только многотысячные читательские аудитории, но и целые стадионы.

О том, что идея «никто никому ничего не должен» стала в этом жанре едва ли не главной, свидетельствует хотя бы то, что ее начинают оспаривать уже изнутри самой селф-хелп индустрии: «Сегодня в популярной психологии все чаще можно встретить фразу о том, что в этом мире никто никому ничего не должен. <…> Многие современные психологи и коучи настаивают на том, что люди не обязаны ­что-то „отдавать“ в отношениях, а также вольны делать все, что им хочется», — пишет журнал Marie Claire, и предлагает «разобраться вместе с психологом, почему это неверно» [4]. Вслед за Marie Claire о «массовой распространенности» установки «никто никому ничего не должен» пишет и сайт об отношениях и психологии Liwli: «Никто никому ничего не должен. Говорят, эту фразу придумали психологи. Сейчас она звучит из каждого утюга и написана едва ли не каждом рулоне туалетной бумаги. Это чудное выражение призвано освободить человека от долженствования, сделать свободной, целостной личностью» [5]. Разбор установки на свободу от долгов перед другими предлагают своим читателям и другие популярные издания и платформы: Лайфхакер [6], Econet [7], Психологос [8], Yandex Question [9].

Предположение, что «эту фразу придумали психологи», не лишено оснований — производители популярного контента на тему отношений, саморазвития и самопомощи прибегают к квазитерапевтическому языку и терапевтической экспертизе, чтобы обосновать свои идеи. Практикующие специалисты нередко видят в их рекомендациях больше вреда, чем помощи — особенно если речь идет о людях, оказавшихся в кризисных ситуациях [10]. Однако то, что обсуждается в профессиональном сообществе, и то, что отражается в публичном дискурсе, — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Принцип «никто никому не должен» получает легитимность за счет реальной — или мнимой — экспертизы тех, кто его высказывает на языке психологических терминов. Так, в качестве надежного аргумента против идеи долга и ­каких-либо обязательств в отношениях многие авторы цитируют так называемую молитву гештальтиста [11]:

«Предал самый близкий человек? Пережили расставание? Недо­оценил начальник? Не поняли родные? Что это? Они не оправдали наших ожиданий? А должны были? Они родились на этот свет оправдывать наши ожидания?

Есть одна экзистенциальная формула, которая помогает пережить подобного рода стрессы. <…> Она известна как гештальт-­молитва:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты — это ты.

А я — это я.

Если мы случайно встречаем друг друга — это прекрасно.

А если нет — так тому и быть.

Произнесите ее вслух… Приходит ощущение легкой исцеляющей одинокости… примирение с этим миром…

Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова…

Ты — это ты. А я — это я…» [12]

Популярная блогерша Эволюция — автор многочисленных советов в вопросах личных отношений, — также ссылаясь на молитву гештальтиста, формулирует послание к читателю в еще более жесткой форме [13]:

«Вы не ждете ничего от другого человека! Все, чего вы хотите, надо ждать от себя, помогая себе. От других — нет! Ничего не надо ждать. Ни просить, ни ждать. Тем более от того, кто ушел от вас. А лучше вообще ни от кого».

Самый популярный российский психолог Михаил Лабковский к понятию гештальта не прибегает — ему достаточно простых, всем понятных слов, ведь его книги, лекции и тренинги рассчитаны на многомиллионную аудиторию. В «Правилах успешной женщины» (само по себе удивительно, что «правила успешных женщин» в России до сих пор составляют мужчины средних лет) Лабковский среди прочего отмечает:

«— Она с самых ранних лет привыкла рассчитывать только на себя…

— Она самодостаточна…

— Она независима во всех смыслах этого слова…

— Она не просит помощи…

— Она не идет на компромиссы…

— Она никогда ни с кем себя не сравнивает…

— Она довольна своей внешностью…»

Не просить помощи, рассчитывать только на себя, ни о чем договариваться.

«Не верь, не бойся, не проси» — из-под глянцевых обложек неумолимо выпирает знакомая трехчленная формула. Но ориентируется на нее далеко не только образованный городской класс, читающий советы Лабковского и Эволюции. Люди в малых городах, в массе своей далекие от тренингов личностного роста, тоже часто верят в то, что в жизни можно полагаться только на самого себя. Об этом свидетельствует исследование «Жизнь в долг», проведенное в 2020 году Высшей школой экономики совместно с Православным Свято-­Тихоновским гуманитарным университетом [14]. Прочная убежденность в том, что рассчитывать им не на кого и незачем, ведет людей в микрокредитные организации, где они нередко «попадают на счетчик». Авторы исследования отмечают [15]:

«Именно в малых городах несколько лет назад распространились микрофинансовые организации, где можно занять небольшую сумму до получки под высокий процент. Такие организации реже встречаются в мегаполисах, так как их успех основывается как раз на том, что они становятся внешним источником денег для индивида, который испытывает давление со стороны сообщества в малом городе».

В этом выпуске СоциоДиггера мы попытались разобраться в том, насколько норма «никто никому ничего не должен» стала обще­принятой в российском обществе. В первую очередь нас интересовало бытование этой нормы в интимных — дружеских, любовных, семейных, гомо- и гетеросексуальных, моногамных и полиаморных — отношениях. Совместимы ли в представлениях современных россиян любовь, сексуальная близость и долг? Насколько они готовы согласиться — или не согласиться с тем, что взаимные обязательства убивают романтические чувства? И можем ли мы помыслить долг и обязательства вне «духовных скреп», охраняемых религией и патриотическим воспитанием?

Кому мы должны?

Опрос, проведенный ВЦИОМ [16] специально к выходу этого номера, показывает: с тем, что «никто никому ничего не должен» — в том смысле, что никто никому просто так ничем не обязан, — согласны 29 % респондентов, из них полностью согласны 7 %<[17]. Большинство согласившихся с этим утверждением — люди молодого возраста: 18—24 и 25—34 лет (ровесники Ани и Павла, процитированных выше). Не согласны 68 % (из них совершенно не согласны 31 %); при этом чем старше люди, тем сильнее степень их несогласия.

Однако даже 29 % респондентов, убежденных в «никто-­никому-ничего-не-должности», готовы были бы в трудной жизненной ситуации как оказать помощь, так и принять ее от родственников или друзей. Кажется, на практике мы все еще нуждаемся друг в друге и готовы к взаимной поддержке, но, тем не менее, наши представления о взаимных обязательствах и чувстве долга по отношению к любимым, родным, к детям, родителям, Родине и к государству претерпевают серьезные изменения.

«Как Вы думаете, а кому вообще человек сегодня ­что-то должен, перед кем он ­все-таки может чувствовать обязательства?» [18] — три первые позиции в ответе на этот вопрос предсказуемо занимают родители (52 %), дети (44 %) и родственники (43 %). Друзьям и родственникам мы, впрочем, не только «должны» — именно от них в первую очередь мы ждем помощи, когда она нужна нам самим: в сложной жизненной ситуации к родственникам готовы обратиться 65 % респондентов, к друзьям — 36 % и 24 % — к любимому человеку. Этот «любимый человек» вовсе не обязательно должен быть официально зарегистрированным супругом: с тем, что и «в отношениях вне брака между людьми возникают обязательства», согласны 60 % респондентов, мужчины и женщины — в равной степени.

На четвертом месте — «обязательства перед Родиной, государством, гражданский долг». Такой патриотический энтузиазм может показаться несколько удивительным в обществе, где даже явка на выборах в 2021 году составила не более 40,49 % [19] (для сравнения: в США в 2020 году на выборы пришли 66,9 % [20] населения, а в Германии — в 2017 и 2021 годах — около 76 % [21]). Возможно, этот результат — не более чем статистический артефакт: при количественном анализе данных «Родина», «государство» и «гражданский долг» оказались объединены в одну общую категорию. Авторы выпуска — социолог Елена Омельченко и независимый депутат, политолог Александр Замятин — помогают разобраться в том, какие именно смыслы люди вкладывают в эти понятия, и объясняют, что нередко они используются в разных, едва ли не противоположных контекстах: «я люблю свою Родину, но ненавижу свое государство».

Как мы должны?

Похоже, что самую большую трансформацию претерпевают именно значения категорий «обязательства» и «долг» — а не сама по себе убежденность в том, что человеческие отношения подразумевают эти самые обязательства и этот самый долг.

С одной стороны, понятие «долг» нередко оказывается встроено в целый континуум ценностей, связанных с патриархальным укладом, с жестким гендерным порядком, с поколенческими иерархиями. В этой перспективе взаимные обязательства людей друг перед другом определяются религиозными или идеологическими предписаниями: зачем изобретать колесо, когда и так понятно, что женщина должна вот то, а мужчина — вот это, родители обязаны детям тем, а дети родителям — сем? Антрополог Дэвид Гребер, автор замечательной книги «Долг: первые 5000 лет истории», называет такую систему представлений «долговой моралью иерархии» [22]. Такая мораль основана на идее прецедента — нередко мифического, — раз и навсегда определившего роли и обязанности сторон. Например, если миллионы лет назад мужчины охотились на мамонтов, а женщины стерегли очаг, то и сегодня одни должны зарабатывать на гелендваген, а другие — «дышать маточкой».

С другой стороны, представления о взаимном долге и обязательствах сегодня могут рождаться не из готовых формул, а из сложных попыток договариваться о совместной жизни здесь и сейчас. Мы «должны» — но не ­кому-то условному, а лично друг другу. Именно так вырабатываются нормы в полиаморных и в ЛГБТ+ сообществах, о которых рассказывают в этом номере Владимир Ильин, Марина Травкова и Илья Ломакин, — но и не только в них. Сегодня представления о взаимном долге пересматриваются и в моногамном гетеросексуальном браке, а «традиционное» распределение ролей и ожиданий становится лишь одним вариантом из многих, — но далеко не единственным.

В разделе «Взаимные обязательства и долг в семье, браке, родительских отношениях» мы собрали самые разные точки зрения — в ­чем-то даже радикально противоположные друг другу. О том, как устроены взаимные обязательства в интимных отношениях, на страницах СоциоДиггера высказываются и представители различных религиозных конфессий (Константин Бендас, Михаил Хасьминский, Ильдар Аляутдинов), и психотерапевты (Анастасия Рубцова, Ольга Маховская, Елена Меньшикова), и юристы (Дмитрий Миняев) — то есть те, к кому люди нередко обращаются за помощью, когда им нужно определиться с тем, в чем заключаются их обязательства перед другими, — и наоборот. Этот спектр представлений, на наш взгляд, отражает и разнообразие современных идей о долге, и демонстрирует зарождение нового тренда — поиска альтернатив долговой морали иерархии.

Одна из этих альтернатив — долговая мораль обмена, основанная на идее не просто равного, но симметричного исполнения обязательств, исключающего возможность — даже временную — зависимости одних людей от других [23]. Под «никто никому ничего не должен» можно понимать не столько стремление избавиться от любых обязательств, сколько стремление к тому, чтобы абсолютно все обязательства были компенсированы другой стороной. Возможность самопожертвования, возможность некомпенсированных «инвестиций в отношения» видится с этой позиции как «неграмотная», «незрелая» растрата жизненно важных ресурсов, недостаточная «любовь к себе». Размышления о том, как переход к новой долговой морали выглядит в России, и о его сути мы собрали в теоретико-­аналитической части выпуска (см. статьи Юлии Лернер, Виктории Мерзляковой и Кристен Годси).

Брать или давать?

Страх оказаться в долгу, однако, вовсе не отменяет готовности помогать — или дать в долг. Подавляющее большинство респондентов нашего опроса дали бы взаймы родственникам (89 %) и друзьям (75 %) без дополнительных условий. Но вот брать у них же мы готовы в два раза меньше. На вопрос «Если бы Вам необходимо было взять деньги в долг, куда бы Вы лично скорее обратились?» лишь 40 % ответили «к друзьям и родственникам», а почти столько же респондентов — 39 % — предпочтут обратиться в кредитную организацию.

Важно отметить: долговая мораль обмена требует от каждого актора, каждого участника интеракции «быть в ресурсе», то есть обеспечить себе такую степень суверенности и автономности, чтобы в любой момент иметь возможность получить все необходимое самостоятельно, не прибегая к помощи других людей. Однако именно это стремление к абсолютной независимости — вспомним правила успешной женщины Михаила Лабковского, — нередко загоняет людей в самое настоящее долговое рабство. Авторы исследования «Жизнь в долг» считают, что кредитная зависимость — это результат неготовности людей объясняться с близкими, показывать себя с уязвимой стороны, давать им понять, что тебе ­чего-то не хватает [24]:

«Усвоив, что жизненного успеха можно достичь, только полагаясь на самого себя, индивид стремится сделать все, чтобы сохранить свою автономию. Постоянный страх попасть в зависимость развивает недоверие и нежелание договариваться, если возникают проблемы и конфликты. В этих условиях удовлетворение любой возникшей у индивида потребности становится „делом чести“, так как в противном случае он чувствует свою автономию уязвленной. <…> Как ни странно, именно стремление не быть никому должным и ни от кого не зависеть приводит потребителя к решению взять кредит на возникшие нужды. Преимущество кредита перед займом у родственников или знакомых состоит в том, что отношения с банком или другой финансовой организацией являются формальными, безличными».

Особенно страшно показать свою уязвимость, мнимую неполноценность, неспособность добиться всего исключительно своими силами там, где социальные связи рвутся и люди чувствуют, что им и вправду не на кого положиться. Наш опрос подтверждает выводы, к которым пришли авторы исследования «Жизнь в долг»: в микрокредитные организации — нередко ставящие на редкость невыгодные условия для займов, — обратятся в первую очередь жители малых городов и поселков городского типа в возрасте от 45 до 59 лет. То есть речь идет о людях трудоспособного возраста, проживающих в местах, где уровень социальной и экономической депривации особенно высок. И именно эти люди, согласно тому же опросу, считают, что в целом просить о помощи в последние годы стало тяжелее. Стереотипное представление о «провинциальном городке, где все друг друга знают и всегда помогут» разбиваются о реалии российского социального и демографического кризиса.

Долг разговора

Не верь, не бойся, не проси — максима, сложившаяся на ледяном ветру под вой лагерных овчарок. Убеждение в том, что «никто никому ничего не должен», возникает не от хорошей жизни — не от избытка ресурсов, а от страха их потерять. Оно рождается там, где люди перестают верить в возможность договориться друг с другом, где диалог заблокирован различными формами неравенства или депривации и где единственной формой агентности становится — пользуясь терминологией экономиста Альберта Хиршмана, — exit, то есть способность быстро и при минимальных потерях для себя выходить из любых отношений [25]. Возвращаясь к началу этой статьи и к поп-психологии как жанру, наиболее емко отражающему (и одновременно формирующему) нормы «правильной» субъектности, отметим, что поп-психологический дискурс первых постоветствих десятилетий формировал у субъекта способность к voice — в прямом смысле слова к гласности, способности участвовать в диалоге и озвучивать свои потребности и переживания [26].

Сегодня, со все большим укреплением «вертикали власти» и усечением гражданских прав, российская власть, дискурс прогосударственных СМИ и организаций с нарастающей агрессией требуют от граждан страны loyalty — лояльности любой ценой, готовности «служить Родине», сформированной долговой моралью иерархии. В этих же категориях формируются и представления о долге и обязательствах, которые граждане должны нести друг перед другом в семейных, брачных, интимных отношениях.

Но для многих современных мужчин и женщин идея обмена, то есть долгового равноправия, безусловно, выглядит более привлекательно, чем идея иерархии — вмененного «сверху» неизвестно кем и неизвестно когда долга. Попытка строить отношения на основаниях долговой морали обмена — это первый шаг к демократизации личного, приватного, интимного пространства.

Однако до какой степени возможно реализовать подобные требования к себе и к партнеру? Всегда ли мы можем быть в состоянии «свести баланс»? Императив абсолютно равноценного обмена может, как мы видим, повлечь за собой новые формы несвободы — не только материальной (как показывает исследование «Жизнь в долг»), но и экзистенциальной. Философ Анна Винкельман в своей статье обращается к практической философии Иммануила Канта и показывает, что отказ от долга перед другим в отношениях — это отказ от понятия человека и субъекта в отношениях, создающий лишь иллюзию свободы и выбора.

Реализация императива «никто никому ничего не должен» на деле нередко превращается в exit. Именно exit — это наиболее рациональная форма поведения в предельно агрессивной социальной среде. Человек, единственной опорой в жизни которого может быть только он сам, — это человек, воспитанный страхом рейдерского захвата со стороны более сильных или, как пишет антрополог Томас Матца, страха dispossession [27]. Жизненный опыт этого человека показывает, что в любой момент он может быть лишен прав, имущества, всего, что ему принадлежит, — и именно поэтому технологии, «прокачивающие» автономность, становятся и технологиями «выживания». В этой перспективе долг — это действительно чрезвычайно обременительная конструкция. Чтобы уходить быстро — «не липнуть к ручке двери», как пишет Эволюция, необходимо полностью свести баланс с окружающим миром и никогда ни в чем не быть ни от кого зависимым.

Настоящая свобода, настоящая эмансипация — это свобода не обмена, но дара; свобода не только давать, но и принимать. Дэвид Гребер называет эту форму взаимодействия между людьми, отмеченную простыми, само собой разумеющимися актами солидарности, «повседневным коммунизмом». Подавляющее большинство людей, считает Гребер, способно к этому «бытовому коммунизму» и в повседневности нередко полагается именно на него: мы покажем дорогу прохожему, дадим прикурить незнакомцу, одолжим зарядник для телефона коллеге. Последняя книга Гребера, опубликованная уже после его смерти, показывает, что в истории человечества существовали крупные общества, в которых вся социальная, экономическая и политическая жизнь была организована на этих же основаниях [28]. Самоуправление в этих обществах ­чем-то напоминает самоуправление в полиаморных поликулах: на первом месте — договорной процесс, основанный на принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Любовь, смелая и щедрая, прорастает там, где есть voice. Возможно, главный долг, который у людей есть друг перед другом, перед родиной, перед самими собой — это долг честного разговора.

 


[1] Имена изменены.

[2] Смирнова М. Как устроен рынок литературы для саморазвития и помогают ли эти книги в жизни // LiveLib. URL: https://www.livelib.ru/articles/post/41552-kak-ustroen-­rynok-literatury-dlya-samorazvitiya-i-pomogayut-li-eti-knigi-v-zhizni.

[3] Всероссийский книжный рейтинг — 2021: лидируют книги по саморазвитию, манга и романы Бакмана, Пелевина и Яхиной // Российский книжный союз. URL: https://bookunion.ru/news/vserossiyskiy_knizhnyy_reyting_2021_
lidiruyut_knigi_po_samorazvitiyu_manga_i_romany_bakmana_pelevina/
.

[4] «Никто никому ничего не должен»: что не так с этой установкой // Marie Claire. URL: https://www.marieclaire.ru/psychology/nikto-­nikomu-nichego-ne-dolzhen-chto-ne-tak-s-etoi-ustanovkoi/.

[5] Никто никому ничего не должен? // Liwli.ru. URL: https://liwli.ru/relations/nikto-­nikomu-nichego-ne-dolzhen/.

[6] «Никто никому ничего не должен»: как работает эта установка на самом деле // Лайфхакер. 18.11.2021. URL: https://lifehacker.ru/nikto-­nikomu-nichego-ne-dolzhen/.

[7] Когда «никто никому ничего НЕ должен» // Econet. URL: https://econet.ru/articles/kogda-­nikto-nikomu-­nichego-
ne-dolzhen
.

[8] Козлов Н. И. Никто никому ничего не должен? // Психологос. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/nikto-­nikomu-nichego-ne-dolzhen-vop-zn-.

[9] Действительно ли никто ничего никому не должен? Как правильно понимать эту фразу? // Yandex Question. URL: https://yandex.ru/q/question/deistvitelno_li_nikto_nichego_nikomu_ne_4a0019c5/.

[10] Эти вопросы обсуждались, например, на конференциях, где присутствовал автор: «Семья в современном мире. Трансформация психотерапии» (Москва, 28—19 сентября 2019), «Гештальт: актуальная психотерапия» (Москва 15—17 ноября 2021), и на многих других площадках.

[11] Некоторые принципы гештальт-­терапии, изложенные в предельно сжатой форме одним из основателем метода, Фредериком Перлзом.

[12] Ты — это ты. А я — это я. Гештальт-­молитва // Вечная молодость. URL: https://marina-­haifa.livejournal.com/23826.html.

[13] Гимнастика для закрытия гештальта // Эволюция. URL: https://evo-lutio.livejournal.com/712354.html.

[14] Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России / науч. ред. Г. Б. Юдин. M. :
Изд-во ПСТГУ.

[15] Там же. С. 24—25.

[16] Опрос на базе «ВЦИОМ-онлайн» — всероссийской вероятностной интернет-­панели, рекрутируемой в ходе телефонных опросов «Спутник» по случайной (RDD) общероссийской выборке. Опрос проведен в январе 2022 г., опрошено 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше.

[17] Автор благодарит Григория Юдина за помощь с анализом количественных данных, собранных ВЦИОМ в ходе опроса для этого выпуска СоциоДиггера.

[18] Открытый вопрос; респонденты могли назвать любое число ответов.

[19] Явка на выборах в Госдуму по всей России составила 40,49 % // ТАСС. 19.09.2021. URL: https://tass.ru/politika/12444993.

[20] Явка на выборах в США оказалась самой высокой за 120 лет // Lenta.ru. 04.11.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/11/04/yavilis/, последний доступ к источнику 14.02.2022.

[21] Явка на выборах в Германии может составить 76 % // DW. 26.09.2021. URL: https://www.dw.com/ru/yavka-na-vyborah-v-germaniimozhet-­sostavit-76/a-59318058.

[22] Гребер Д. Долг: первые 5000 лет истории. M. : Ад Маргинем, 2015.

[23] Гребер Д. Долг: первые 5000 лет истории. M. : Ад Маргинем, 2015.

[24] Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России / науч. ред. Г. Б. Юдин. M. : Изд-во ПСТГУ. С. 19—26.

[25] Hirschman A. (1970) Exit, Voice, and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge, MA: Harvard University Press.

[26] Matza T. (2018) Shock Therapy: Psychology, Precarity, and Well-­Being in Postsocialist Russia. Duke University Press.

[27] Matza T. (2018) Shock Therapy: Psychology, Precarity, and Well-­Being in Postsocialist Russia. Duke University Press.

[28] Graeber D., Wengrow D. (2021) The Dawn of Everything: A New History of Humanity. Macmillan.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: