| ТОМ 3. ВЫПУСК 10—11(22)

HR-тренды в России

Седова Наталья Николаевна

советник генерального директора ВЦИОМ

Лосева Наталья Михайловна

руководитель исследовательских проектов, Спектр

2022 год стал переломным для многих ранее развивавшихся трендов в сфере труда и трудовых отношений, одновременно подтолкнув и сформировав новые направления изменений. Причем эти изменения весьма разнонаправлены и зачастую противоречивы, они отражают хаотичный и динамичный характер трансформации рынка труда, его фрагментацию. Обозначим несколько показательных и перспективных, на наш взгляд, трендов, возникших или существенно усилившихся в этом году [1]  в НR-администрировании, T&D (training & development), C&B (compensations & benefits), системе корпоративных ценностей.

 Тренды в администрировании HR-процессов

Среди факторов, влияющих на изменения в сфере HR, к числу наиболее значимых можно отнести введение санкционных ограничений, которые повлекли за собой весьма специфичные последствия. Сегодня компании вынуждены поддерживать работоспособность своих HR-процессов в условиях перехода на отечественное программное обеспечение при отсутствии полноценных российских аналогов на рынке HR-Tech. Пока одни компании ищут и комбинируют бюджетные отечественные решения с рынка, другие — обладающие необходимыми ресурсами — разрабатывают цифровые HR-продукты самостоятельно. Этот тренд наметился уже несколько лет назад, но сегодня он заметно усилился, в том числе благодаря законодательным изменениям. Напомним, что с марта 2022 г. в России введены ограничения на приобретение иностранного программного обеспечения для объектов критической информационной инфраструктуры страны. По данным исследования консалтинговой компании «Технологии доверия» (ex-­PwC), 22 % российских компаний готовы создавать новые HR-инструменты своими силами [2]. Причем многие из них стремятся коммерциализировать свои IT-решения, выйдя на рынок HR-Tech с собственными продуктовыми предложениями.

Одновременно компании стараются сделать коммуникации с сотрудниками максимально простыми, доступными и быстрыми. Например, Почта Банк запустил HR-бота в Telegram-­канале, который поможет сотруднику оформить отпуск, подскажет контакты технической поддержки, даст ссылку на систему мотивации и другие полезные внутренние ресурсы [3].

В условиях кризиса повышается уязвимость HR-бренда и растет значимость регулярного и доверительного диалога с сотрудниками. Уже к началу марта, по данным опроса сервиса «Зарплата.ру» [4], каждая четвертая организация успела провести общее собрание для сотрудников с разъяснением текущей ситуации по устойчивости компании на рынке и возможностям для работников.

Тренды в T&D (training & development)

Резкие и быстрые изменения в структуре занятости потребовали стремительной адаптации трудовых ресурсов и сформировали растущий запрос компаний на дешевые, доступные, быстрые и максимально гибкие программы и курсы обучения для сотрудников. Если в период пандемии компаниям пришлось массово переходить с очного обучения на онлайн, а по возвращении сотрудников в офис разрабатывать гибридный формат, то сейчас особенно важными становятся простота и скорость: гибкие интерактивные программы, маркетплейсы курсов по запросу, доступ через мессенджеры и смартфоны, сохранение гибридного формата. Например, компания X5 Group запустила корпоративный университет [5], который будет развиваться в формате маркетплейса, где сотрудники смогут голосовать за присутствие контента и включение тех или иных программ, пройти самодиагностику, получить персональные рекомендации. Драйвером развития этого тренда стало резкое изменение ситуации в 2022 г., прежде всего утечка IT-кадров, рост безработицы, переход на отечественное ПО. В свою очередь ограничение доступа к зарубежным образовательным платформам и технологиям подталкивает крупные компании к использованию отечественного Ed-tech.

Растет популярность игровых механик и геймификации корпоративного обучения для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников. Например, «Газпром нефть» развивает эмоциональный интеллект сотрудников с помощью чат-бота Лео [6], который сопровождает их весь период обучения, а за успешное прохождение модулей сотрудники получают баллы, обменивая их потом на подарки.

Ожидаемо сокращение расходов на корпоративное обучение (число организаций, у которых есть собственные обучающие программы, за последний год сократилось на 11 % [7]). Однако в ближайшей перспективе эти расходы частично будут компенсироваться за счет цифровизации обучения, в том числе за счет программ господдержки типа «Цифровых профессий» [8]. Еще один развивающийся тренд, позволяющий компенсировать сокращение сегмента корпоративного обучения, — это рост доли россиян, планирующих пройти обучение за свой счет (на 5 % за год [9]).

Тренды в C&B (compensations & benefits)

Программы мотивации сотрудников становятся все более разнообразными за счет новых и нестандартных решений. Сначала удаленный и гибридный формат работы периода пандемии, а затем изменения, связанные с геополитикой и СВО, обесценили целый ряд льгот для сотрудников (модный офис, компенсация проезда и питания, «печеньки и кикер», льготы на путешествия и зарубежные поездки и проч.). Одновременно компании вынуждены были сокращать расходы на C&B, что заставило искать новые варианты повысить удовлетворенность сотрудников без увеличения заработных плат. Например, растет число работодателей, сотрудничающих с lifestyle-­компаниями в сегментах одежды, кулинарии, путешествий [10], некоторые организуют коливинги для удаленной работы [11]. Компенсируя сотрудникам простои, «Автотор» пытался поддержать сотрудников бесплатной раздачей работникам участков под огороды, а потом — предложив на время простоя заняться сбором ягод в местном питомнике [12]. В связи с прогнозируемой рецессией компаниям придется и дальше оптимизировать расходы на C&B, перераспределять пакет компенсаций в пользу ключевых сотрудников и искать дополнительные возможности для экономии.

Еще один тренд, зародившийся в период пандемии и резко усилившийся после начала СВО, — забота о ментальном здоровье сотрудников. По сравнению с периодом пандемии, когда работодатели занимались восстановлением достаточного объема коммуникаций между сотрудниками и профилактикой синдрома профессионального выгорания, сейчас акцент эмоционального менеджмента сместился на обеспечение психологической помощи для уменьшения тревожности и стресса: компании массово включают психологическую помощь в well-being программы, организуют консультации, встречи с психологами. Компания Qiwi, например, запустила корпоративный портал для поддержки ментального здоровья, где сотрудники могут пройти онлайн-­консультации с психологами, эндокринологами, коучами, арт-терапевтами, вести дневники самочувствия [13].

Тренды в системе корпоративных ценностей

Нынешний кризис стал временем проверки корпоративных ценностей и HR-брендов компаний на устойчивость. Одно из специфических проявлений этого мегатренда связано с практиками вынесения сотрудниками рабочих конфликтов в публичное поле [14] — для противодействия токсичному отношению к ним со стороны руководителей. Действительно, в условиях кризиса растет число компаний, культивирующих «жесткий» корпоративный стиль, успех любой ценой, при этом бизнесу нужны сотрудники, готовые жертвовать личным временем и работать в раскаленной атмосфере выживания. Сотрудники же не готовы мириться с таким отношением руководства и используют соцмедиа как инструмент самозащиты, вынуждая работодателей к публичным извинениям, дискуссии. При этом публичное выяснение отношений само по себе становится проверкой корпоративных ценностей компаний. Развитию этого тренда способствует и уход из России зарубежных компаний, которые во многом были проводниками корпоративной культуры, культивирующей принципы ESG, экологичного отношения к сотрудникам и т. д. В компаниях, где инициативы и ценности уже встроены в корпоративную культуру, их развитие, вероятно, в лучшем случае остановится на достигнутом уровне, по крайней мере в перспективе ближайшего года-двух.

В свою очередь работодатели, пытаясь поддерживать ценности и культурный код компании, чаще начинают использовать во внутренних и внешних коммуникациях стримы экспертов. Например, в АФК «Система» раз в десять дней проводят интеллектуальные завтраки, где эксперты знакомят сотрудников с актуальными событиями, объясняют, что такое санкции, импортозамещение и т.д. [15] А «Работа.ру» запустила прямые эфиры [16], где специалисты будут всем желающим рассказывать про свою работу и компанию, трудоустройство, переквалификацию, перспективные профессии, транслируя корпоративные ценности вовне.

 


[1] На материалах исследования «Тренды HR-2022 в России», проведенного по заказу ВЦИОМ компанией «Спектр» в сентябре 2022 г. Источники информации: онлайн-­СМИ, отчеты исследовательских и аналитических компаний, результаты опросов, блоги экспертов, страницы в соцсетях и карьерные разделы крупных компаний. Анализ фокусировался на ситуации в компаниях в сфере IT (Яндекс, Контур, КРОК, Лаборатория Касперского и др.), банковского и финансового сектора (АФК «Система», Газпромбанк, МИР, Почта Банк, Сбер, QIWI и др.), производства (АвтоВАЗ, Автотор, Алроса, Газпром нефть, Норникель, СИБУР и др.), e-commerce (ДА!, KazanExpress, Ozon, Wildberries).

[2] Замена SAP. Как теперь автоматизировать HR-процессы // Talent tech. URL: https://talenttech.ru/blog/hr-overview/analog-sap-success-­factors-hcm-talenttech.

[3] Почта Банк запустил HR-бота в Telegram // Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10959406.

[4] Как российский бизнес поддерживает сотрудников в тревожные времена // E-xecutive.ru. URL: https://www.e-xecutive.
ru/career/hr-management/1994835-kak-rossiiskii-­biznes-podderzhivaet-­sotrudnikov-v-trevozhnye-­vremena.amp
.

[5] X5 запускает корпоративный университет // X5. URL: https://www.x5.ru/ru/news/x5-zapuskaet-­korporativnyj-
universitet
.

[6] Как в «Газпром нефти» развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота // Skillbox. URL: https://skillbox.ru/media/corptrain/story-chat-bot-in-gazprom-neft.

[7] Работников отпустили с уроков // Коммерсантъ. 25.08.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5526072.

[8] URL: https://profidigital.gosuslugi.ru.

[9] Работников отпустили с уроков // Коммерсантъ. 25.08.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5526072.

[10] Сотрудники 22 % компаний не ощутили психологических проблем из-за кризиса // Hrpuls.ru. 03.08.2022. URL: http://hrpuls.ru/2022/08/%EF%BB%BFsotrudniki-22-kompanij-ne-oshhutili-­psihologicheskih-problem-iz-za-krizisa.

[11] «М. Видео-­Эльдорадо» предложит офисным сотрудникам на удалёнке работу в коливингах в горах и у моря // VC.ru. 13.09.2021. URL: https://vc.ru/hr/292955-m-video-­eldorado-predlozhit-­ofisnym-sotrudnikam-na-udalenke-­rabotu-v-kolivingah-v-gorah-i-u-morya.

[12] Завод «Автотор», который раздавал сотрудникам огороды и предлагал собирать ягоды, возобновил работу // VC.ru. 20.06.2022. URL: https://vc.ru/transport/446634-zavod-­avtotor-kotoryy-­razdaval-sotrudnikam-­ogorody-i-predlagal-­sobirat-yagody-­vozobnovil-rabotu.

[13] QIWI запустила well-being платформу для своих сотрудников // Ведомости. 10.08.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/08/10/qiwi-zapustila-well-being-­platformu-dlya-svoih-­sotrudnikov.

[14] Например, записи с совещаний в криптокомпании LaToken с комментариями относительно токсичной корпоративной культуры, выложенные на YouTube. URL: https://vc.ru/office/476853-vy-vredny-dlya-vida-vas-ne-ubivayut-­potomu-chto-prava-­cheloveka-osnova-­rosta-ekonomiki-­video-soveshchaniya-v-latoken.

[15] Семь HR-трендов 2022 года // Neo HR. 26.07.2022. URL: https://neohr.ru/hr-trendy.

[16] «Работа.ру» запустила стримы с топ-менеджерами и HR-специалистами — на них соискатели могут общаться с работодателями // VC.ru. 22.07.2022. URL: https://vc.ru/hr/467682-rabota-ru-zapustila-­strimy-s-top-menedzherami-i-hr-specialistami-na-nih-soiskateli-­mogut-obshchatsya-s-rabotodatelyami.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: