Расширенный комментарий

| Том 3. Выпуск 5—6(18)

Играй, живи, общайся — размышления о старших и коммуникациях (из опыта преподавания компьютерной грамотности старшим в «Некрасовке»)

Сенаторова Наталья Борисовна

заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов и программ, центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова, эксперт Санкт-Петербургского культурного форума

Вроде уже май, а солнце выглядывает как будто исподтишка. Иду рассказать любимым «девушкам» о том, как не бояться смартфона, как не звонить внукам по пустякам и не травмировать их звуком телефонного вызова. Что время другое, что о телефонном звонке надо заранее договариваться, зато можно часами готовить вместе еду в скайпе, или вообще пылесосить — ну да, звук, да, болтать нельзя, но живой человек ­где-то в Австралии приводит дом в порядок, и на это приятно смотреть — все же родная дочь. Зачем? Сохранять контакт с близкими, чувствовать свою сопричастность и включенность. Можно просто включить скайп и не сидеть перед ним, можно показывать выращенную рассаду, ремонт в подъезде, новую дверь в квартире Тамары Васильевны — технологии позволяют. Они предлагают нам новый мир, и мы попытаемся в нем оказаться и обжиться.

Как объяснить огромный и совершенно непонятный мир интерфейсов, неочевидных кнопок, сетевого этикета и разрастающейся вселенной смайликов и стикеров, работу телеграмм-­каналов, репостов и реакций на сообщения? Каждый день сотни тысяч программистов делают этот мир сложнее, предполагая, что упрощают его. Видеозвонки, кружочки, голосовые сообщения, смс. Когда лучше отправить голосовое, а когда — фотографию супа. Как создать групповой чат в ватсап и что такое никнейм. Почему важно играть в «Косынку» и «Тетрис» и почему мелкая моторика спасет от деменции. И почему есть надежда в 97 лет строить планы на поездку на море и составлять маршрут посещений музеев в Акапулько. Каждую неделю я борюсь с ветряными мельницами повальной информатизации и отвечаю на миллионы вопросов.

Перевожу все в плоскости квартиры или дома. Рабочий стол смартфона — это кухня; здесь надо убираться, и каждый делает это со своей периодичностью; ­кто-то любит готовить и печь бисквиты, а ­кто-то разогревает еду в микроволновке и держит одну вилку и одну ложку. Здесь нет правильных или неправильных людей, нет правильных или неправильных рабочих столов. Облачное хранилище — это кладовка с лыжами и консервированными огурцами, с надписями «2019», «крыжовник+апельсин».

Рассказываю в библиотеке 10—15 людям старшего возраста с разным образованием и разным бэкграундом, с разной мотивацией и разными болями, что смартфоны разрабатываются для маленьких, прямо вот двухлетних детей, чтобы они кашу ели, смотрели «Фиксиков» и ели кашу, водили по экрану — может, даже не очень чистым пальцем — и ничего не ломалось. Что не надо бояться смартфона, как машины или сноуборда, что его можно освоить и привыкнуть, что выстроятся нейронные связи и он будет ложиться в руки как ­что-то органичное и с вами выросшее. Что сначала мы не будем делать ничего сложного, просто поиграем. Ребенок рождается, не умея ходить, читать по-китайски и по-английски, сажать самолеты и готовить паэлью, но шаг за шагом мы всему учимся. Сначала — игра. Человек играющий: «Косынка», «Тетрис», «Шарики», «Косынка», «Тетрис», «Шарики», по 20 минут в день. Потихоньку. И это чуть ли не единственное, что приживается абсолютно у всех, все начинают играть.

Потом пройдем путь от выплевывания каши до поступления в медицинский институт — поставим кучу приложений, будем пользоваться всеми сервисами и раздавать советы по продвижению личного бренда в социальных сетях. А сейчас играть: в шашки и шахматы, в го и нарды.

А что с приложениями для здоровья? Все слышали, все хотят, но никто не пользуется. Вот не видела я ни одного живого своего слушателя, который бы мне показал свои синхронизированные тонометр и смартфон.

И главное — как общаться с теми, кто родился после 2000 г.? Что не надо пересылать поздравительные открытки, что можно поддерживать ежедневную коммуникацию мемами, что можно рассказывать о своих ощущениях. Идешь по улице, чувствуешь запах черемухи или асфальта после дождя — и можно записать голосовое сыну, не о том, что надо купить хлеба или заплатить за свет, а о том, как пахнет асфальт, прямо вот отчетливый запах и отсылает он к 1987 г., к лету, к первым купленным голубым гольфам. Миллиарды сообщений разного формата улетают каждую секунду в мире, и это не ­что-то содержательное и важное, это: «Я в метро», «Напротив девушка читает Ремарка, я подумала, что первый раз прочитала его, когда лежала в больнице с аппендицитом, очень жарко было», «Зайди, пожалуйста, в магазин, перец красный закончился», «Ты не помнишь, куда мы положили коробку с зимней обувью?».

Мир изменился, коммуникация изменилась, и меняется, стремительно меняется дальше. Мы живем в галантном веке, и на все есть записочки, письма, эпиграммы, и мы документируем каждый чих: в фотографиях, сообщениях, статусах. Технооптимисты даже придумали такой термин — лайфлоггинг. Мы меньше разговариваем по телефону, больше посылаем фотографий, пишем длинные голосовые сообщения, опять учимся говорить о себе, сочиняя большой роман. Как чукча из советских анекдотов, описываем действительность в мельчайших подробностях: «Видела сейчас пятно на стене в форме улитки», «На углу строители раскопали яму и открылась брусчатка, представила, как по ней еще 150 лет назад ездили скрипучие экипажи», «Напротив меня в вагоне сидит очень противный мальчик, мешает маме писать сообщения», «В разговоре с Олей поймала себя на мысли…».

Все это надо раскрыть перед «старшими», показать новые паттерны общения в сети людей, выросших со смартфоном в руке.

А как не сойти с ума от одиночества? Как найти людей, которые также увлечены вязанием, солением огурцов, программированием, как не бояться завязывать новые знакомства, как найти компаньонов, как смеяться над одними и теми же шутками, как не показаться странным человеком в комментариях под видео, как помочь району стать чище и зеленее, как объединить соседей, чтобы нам привозили свежее молоко, козий сыр и зелень, как вернуть доске объявлений функции доски объявлений и обмениваться там информацией, распечатанной на принтере… Опять миллионы вопросов, которые старшие даже не могут сформулировать, — их невозможно загуглить, невозможно задать социальному работнику.

Хотя нет, загуглить можно многое, и видеоинструкцию в ютубе посмотреть. На все есть инструкции: как сварить кашу, установить приложение, очистить кэш, завести несколько будильников.

Но главное — объяснить, что так можно было. Можно поставить приложение кулинарного будильника на смартфоне и перемешивать 5 минут, 3 минуты ждать, на 20 минут убирать в холодильник, и 20 минут выпекать. Можно поставить напоминание по приему лекарств: с утра натощак, на завтрак, после завтрака, на ночь за 40 минут до сна. Можно ограничить экранное время, и установить себе лимит просмотра ленты. Можно отслеживать трек, как внук дошел до художественной школы, и не волноваться. Можно проконсультироваться с врачом по скайпу из Германии.

Можно, можно, можно.

Как разговаривать с ботами, и кто такие эти боты? Все о них говорят, хорошие они или плохие, полезные или вредные? Можно ли сделать бот самому, можно ли сделать стикеры самому, а как разобраться, что можно делать самому, а что нельзя? И ботов можно и несложно, и стикеры из фото соседки можно. Оказывается, все можно. Можно вести социальные сети, прекратить рассылать гифки и делать в приложениях свои персонализированные поздравительные открытки, включать режим «не беспокоить», можно дропать фотографии, можно мьютить слишком активных людей.

Можно, можно, можно.

И что со словами, с дефинициями, с определениями? Есть технологии: Wi-­Fi, Bluetooth, AirDrop всех этих iPhone, iPad или iPod touch. Но есть и более страшные вещи: аккаунт, личная страница, личный кабинет. Почему нет единообразия, и чем они отличаются. Как отличить браузер от поисковых систем, и зачем вообще их отличать. И как не запутаться в их настройках… Как вообще не запутаться в этих бесконечных настройках?!?

Смартфон — это ребенок, у которого нет навыков. И каждое приложение — это навык: рисования акварелью, езды на самокате. Мы вместе с ним растем, взрослеем.

Вопросы не меняются десятилетиями, они как будто прибиты ко всем приходящим на курсы, изо дня в день повторятся. И ­почему-то Google не дает на них ответа, и по телевизору про них не рассказывают.

Я видела у подружки беспроводную мышь, а она намного лучше проводной?

А компьютер обязательно выключать?

А что такое спящий режим?

А как чат удалить, а то мне шлют и шлют рекламу?

А нужно ли все обновления устанавливать?

А какой сотовый оператор лучше?

А для чего нужен пауэрбанк?

А как искать каналы в телеграмме?

А как записаться к врачу?

А как найти чат дома?

А как установить фотографию на контакт человека?

А еще программисты каждый день придумывают чудеса, о которых и помыслить было нельзя в 70-е, которых не было и в «Солярисе» Тарковского. И почему эти же программисты предлагают нам жить в уже как бы наступившем будущем, но ничего толком не объясняют? Чудеса бывают разной природы. Рабочий стол, состоящий из нескольких страниц, которые надо листать на экране смартфона. Изменение масштаба изображения небрежным движением пальцем. Идентификация личности по биометрии — телефон распознает наше лицо даже с нанесенной в ванне маской. А айфоны, которые сами делают подборки фотографий, и знают, что собака — это не хомяк, а осень — это не зима?

Современному «старшему» горожанину сложнее всех. Разобраться в маршрутах транспорта, записаться в поликлинику, зарегистрироваться на мероприятия, купить электронный билет в театр — все это только через интернет. Тут хоть помогают социальные службы, многие уже смирились и даже разобрались и с платежами, и с тем, когда придет автобус на остановку, и с тем, как посмотреть расписание электричек.

«Давление скачет». А можно рассказать, где на смартфоне посмотреть давление, а можно и приложение установить, чтобы отслеживать свою метеозавимость и нивелировать ее последствия. Если и учить «старших», то вот таким милым и очень необходимым простым вещам. Не объяснять им принципы работы «железа» и параметры переустановки операционных систем — время таких знаний ушло.

Важное наблюдение: раньше меня спрашивали, какую книгу прочитать, и я объясняла, что книги моментально устаревают и ничего толком не рассказывают, просто не успевают за геометрической прогрессией обновлений и «заплаток», новых функций, слияний и нововведений. Последние года три уже не спрашивают, какую литературу можно изучить и все понять.

И еще наблюдение: на занятиях исчезли мужчины. Когда 10 лет назад я начинала рассказывать «старшим» о компьютерах и смартфонах, они были, а сейчас в Москве их нет. Можно делать разные предположения. Суммарно через мои занятия прошло около 3000 слушателей, и я помню около 20 мужчин. Всего 20.

— Надо скорее домой, телефон разряжается.

— Так заряди в машине.

— Так зарядки же нет.

— Так у меня есть.

— А куда вставлять?

— В панель между сидениями.

— Никогда не думала, что доживу до такого.

На занятиях я рассказываю, от чего можно зарядить смартфон и как у попросить постороннего человека раздать вайфай, если сотовый интернет умер. Что такое авиарежим и как отличать игры, работающие без интернета, чтобы спокойно играть в «Маджонг» в самолете на пути в Хабаровск.

Виджеты, гаджеты, юзергруппы, утилиты. Кто придумал такое количество новых дефиниций, которые, как горох насыпаются с грохотом в стакан знаний из телевизора, из подслушанных разговоров в транспорте?

Останавливаться нельзя, только движение вперед. Только шаг за шагом. Не отстаем от прогресса и определяем его.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: