Комментарий
| ТОМ 2. ВЫПУСК 3 (8)
Интерактивная карта гражданских инициатив
Квартников Павел Вячеславович
координатор проекта «Интерактивная карта гражданских инициатив», член Союза журналистов России
В Российской Федерации развиваются механизмы поддержки социально значимых инициатив. Внимание государства сосредоточено на оказании финансовой, организационной поддержки некоммерческим организациям (НПО), территориальным общественным самоуправлениям (ТОСам), образовательным организациям высшего образования, физическим лицам. Однако вне государственной поддержки и общественного внимания остаются социальные проекты, реализуемые инициативными группами — «неформальными, самостоятельными группами людей, сложившимися внутри одной или нескольких организаций, выполняющих родственную работу, имеющих одинаковые интересы и преследующих одни и те же цели» [1].
По моим наблюдениям, такие проектные команды имеют следующие особенности:
— неоднородный состав участников (люди разных возрастных, социальных. профессиональных групп, принадлежащие к разным этносам, живущие в разных городах и странах);
— отсутствие официальной регистрации в качестве юридического лица;
— отсутствие системного финансирования (бюджетирования) со стороны государственных, коммерческих, некоммерческих организаций;
— отсутствие официального интернет-сайта (главными коммуникационными площадками для инициативных групп являются мессенджеры и социальные сети).
Основой такого комьюнити является идея, принимаемая всеми его участниками, синергетическое взаимодействие, направленное на решение социально-экономических, общественно-политических проблем.
С 2020 года инициативная группа, участниками которой стали журналисты, историки из России, Великобритании, Уэльса, Польши, реализует проект «Интерактивная карта гражданских инициатив» [2]. Его разработка стала ответом социально активных граждан на вызовы пандемии коронавируса — вынужденное социальное дистанцирование, ограничение мобильности граждан. Цель проекта состоит в создании условий для обучения молодых людей посредством современных технологий дополнительного образования по направлениям «Историческая память поколений», «Роль средств массовой информации в развитии гражданской активности молодежи», «Перспективы реализации всероссийских и международных творческих проектов» и др. В настоящее время создан электронный ресурс — карта, на которой закреплены видеозаписи мастер-классов экспертов проекта, под каждой видеозаписью есть форма для обратной связи с автором проекта.
Одно из самых перспективных направлений «Интерактивной карты», на мой взгляд, — «Историческая память поколений». В соответствии с опросом, опубликованным 22 июня 2020 года на официальном сайте ВЦИОМ [3], только 32 % молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет знают точную дату начала Великой Отечественной войны. «Новое поколение гораздо меньше знает о войне, чем все предыдущие. Институты и каналы передачи памяти — семейные и общественные — дают очевидные сбои», — к такому выводу приходят авторы исследования. Гражданские активисты, входящие в составы инициативных групп, активно исследуют и популяризуют биографии своих ближайших родственников — участников Второй мировой войны. Это может не только повысить степень информированности молодежи о событиях Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, но и вовлечь социально активных граждан в краеведческие исследования, основанные на семейных и архивных документах, экспозициях школьных музеев, находках поисковых отрядов.
[1] ГОСТ Р 53894—2010: Менеджмент знаний. Термины и определения. URL: https://normative_
reference_dictionary.academic.ru/94915/ГОСТ_Р_53894-2010%3A_Менеджмент_знаний.
_Термины_и_определения.
[2] Интерактивная карта гражданских инициатив. URL: https://clck.ru/TjzmB.
[3] Данные опубликованы в аналитическом докладе «День памяти и скорби» от 22.06.2020 на сайте ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pamyati-i-skorbi.
Мы в соцсетях: