Расширенный комментарий
| Том 3. Выпуск 5—6(18)
Итоги COVID-19: уязвимость и ценность старших
Файн Светлана Викторовна
директор АНО ЦСКПУ «Друзья общины святого Эгидия», куратор сообщества организаций помощи пожилым при Ассоциации «Все вместе», к.ф.н., доцент Всероссийской академии внешней торговли
Пожилые люди более хрупкие и уязвимые, у них значительно больше материальных, медицинских, социальных и прочих проблем, чем у молодых людей. Это весьма банальная прописная истина всех времен, исследованная учеными и зафиксированная в народных пословицах типа «старость не радость».
Но пандемия коронавируса обострила все, сделала проблемы и трудности пожилых людей более явными и нуждающимися в более срочном понимании и решении. Возможно, именно потому, что многое, казавшееся нормальным и само собой разумеющимся, «вылезло» на поверхность, выявило свою абсурдность или по меньшей мере проблематичность, и какие-то устои пошатнулись, — появился шанс что-то изменить и построить что-то новое.
Ухудшение физического и психо-эмоционального здоровья пожилых в пандемию
Первая и самая очевидная характеристика пожилых людей — это физическая хрупкость, которая в пандемию выражалась в бо`льшей вероятности тяжелого течения COVID-19 и смертельного исхода. Риски нес с собой не только коронавирус. Многие «обычные» болезни пожилых людей оказалось опасно лечить: при госпитализации увеличивался риск заражения, не хватало медицинского персонала для лечения гериатрических пациентов, потому что врачи и больницы были заняты под COVID.
Эти объективные обстоятельства вызвали у многих пожилых людей страхи: боязнь заразиться, не пережить, чувство, что ты в группе риска, на передовой, страх выходить из дома, общаться. Все это накапливалось месяцами и давило.
Физическая уязвимость пожилых людей вызвала у правительств и граждан многих стран доброе желание их защитить. Кто-то сказал, что, когда весной 2020 г. был объявлен локдаун, впервые в истории пожертвовали продуктивностью экономики ради жизни пожилых и слабых. Все мы видели большую помощь пожилым людям, целую волну солидарности, волонтерские движения: в Москве, в других городах России, во многих странах мира. Именно тогда в России появилась коалиция «Забота рядом», объединившая по всей стране самые разные организации, помогающие пожилым людям, а некоторые начали делать это в пандемию.
Такое заботливое внимание к пожилым людям — очень позитивное явление. Но у этой защиты и заботы есть обратная сторона, и не одна.
Самоизоляция — одиночество «на максимум» и потеря субъектности
«Сидите дома, не выходите на улицу, мы сами все принесем бесконтактным способом, выйдете — оштрафуем, с родственниками не общайтесь, со знакомыми — тем более…». Самоизоляция обострила одиночество пожилых людей до предела. Одиночество уже давно было огромной «болезнью» стариков, не менее тяжелой, чем другие заболевания, усугубляющей их течение и отягощающей жизнь людей: ровесники умирают, коллег больше нет, дети и внуки бегут по своим делам, круг общения сужается. Человек оказывается как бы выброшенным из социальной ткани, из социума. Но в пандемию одиночество своей пустотой заполнило почти всю жизнь многих пожилых людей: они оказались запертыми в четырех стенах у себя дома или в интернатах, не видя ни родственников, ни знакомых. Привычные виды социализации (театр, клуб, магазин, поликлиника и т. д.) почти исчезли, а заменить их новыми формами (интернет, Zoom, соцсети и т. д.), как сделали более молодые люди, удалось немногим.
В общем, у пожилых людей и прежде видов общения было значительно меньше, и исчезли они более радикально, и почти ничего не пришло взамен. Как сказала нам восьмидесятидвухлетняя Альбина Ивановна: «Приходите, хоть на людей посмотрю».
Но есть и еще одна обратная сторона, которую можно назвать потерей значимости и даже субъектности, что тоже началось не вчера. Это вопрос о роли пожилых людей в социуме. В традиционном обществе старики являются носителями народной мудрости, знаний, умений, традиций, примет, фольклора, ценными и значимыми членами общества: есть даже пословица «Когда умирает старик — сгорает целая библиотека». В современном стремительно меняющемся обществе дети разбираются в жизни лучше родителей, а внуки еще лучше, и зачем вообще этот дедушка, часто непонятно. С пандемией все сильно обострилось. В любой новой непонятной ситуации молодым легче разобраться, они гибче — и это приводит не только к уменьшению роли старших в жизни, но и к заметному усилению патернализма в отношении пожилых людей. Тем более, что многие житейские вопросы теперь решаются в новых форматах, через интернет, что часто отсекает пожилых от решений. Бабушка бы в магазин сходила, а дочка уже доставку заказала. Она уверена, что сделала доброе дело (и дело действительно доброе, особенно в разгар пандемии), но бабушка лишилась одной из немногих своих остававшихся «функций». В замкнутом кругу оказались многие работающие пожилые люди: им и присутствовать на рабочем месте было запрещено на протяжении долгого времени, и перейти в онлайн-формат сложнее, чем молодым. Во многих случаях это привело к досрочному завершению трудовой деятельности людьми, чьи знания и опыт еще могли быть востребованными.
И это вопрос не только резкого снижения значимости пожилых людей в обществе, но и во многих случаях потери права самостоятельно принимать решения, касающиеся собственной жизни. Из лучших побуждений стариками все командуют, от городских властей до собственных детей («Дети не разрешили»), — и пожилые люди перестают быть субъектами, хозяевами своей жизни.
Люди более молодые, самостоятельные, активные часто считают себя сильной стороной в отношениях со старшими. Они лучше знают, как и что надо делать в той или иной ситуации, а потому пытаются господствовать и управлять. И не замечают унизительности такого подхода для людей, проживших долгую жизнь. Старики — «дураки», которые ничего в нашем мире не понимают? Возможно, в каком-то конкретном случае действительно не понимают. Но у кого-то просто другой взгляд на жизнь, на свою судьбу и желания, а у кого-то страх, что его считают «дураком», ситуаций может быть много. Но в любом случае старшим необходимо уважение к их решениям и стремлениям.
Новые ответы на старые вопросы о главном
Люди в возрасте хотят жить, и оставшиеся годы особенно драгоценны. Но что означает желание жить? Пандемия заставила людей, прежде всего пожилых, взглянуть на этот вопрос с новых позиций. Это желание прожить как можно дольше, не умереть, и тогда лучше сидеть дома как можно осторожнее? Или это желание жить как можно более наполненной жизнью, не поддаваясь страху заболеть? На этот, часто несформулированный, вопрос каждый отвечает и имеет право отвечать по-своему.
Пандемия поставила вопросы о старших и перед обществом. Один из них — об изоляции и месте стационарных учреждений в системе соцзащиты. От 42 до 57 % всех умерших от первой волны COVID-19 в Италии, Бельгии, Франции, Испании и Ирландии приходится на гериатрические центры — таковы данные Лондонской школы экономики [1]. Это заставило общество задуматься о переформатировании всей системы социальной защиты пожилых людей, о том, что основным местом заботы и лечения должен быть дом, о множестве альтернатив большим учреждениям, таких как дома семейного типа, совместное проживание (сohousing), о роли телемедицины в системе здравоохранения [2].
Община святого Эгидия на европейском уровне после первой волны пандемии выпустила призыв: «Без стариков нет будущего» как протест против избирательного здравоохранения и призыв к человечности, к переосмыслению ценности пожилых людей и их места в обществе, к пересмотру работы систем соцзащиты и здравоохранения: «Значимость пожилых людей и их общественный вклад остаются предметом глубоких размышлений во всех культурах. Солидарность между поколениями заложена в самые основы общества… Ценность каждой жизни должна быть одинаковой. Кто презирает хрупкую и слабую жизнь более старых людей, подготавливает обесценивание всякой жизни. Своим призывом мы выражаем скорбь и озабоченность из-за смерти множества пожилых людей в эти месяцы и призываем к нравственному пробуждению — для того, чтобы забота о пожилых людях и их лечении развивалась в ином направлении, чтобы самых уязвимых никогда не считали обузой или, что хуже, просто никому не нужными людьми» [3].
Все это — не только вопросы безопасности и лучшей организации системы. Это вопросы человечности. Потому что изоляция стирает краски жизни, «вымывает» из нее смысл и радость. «Зачем я живу? Для кого я живу? Кому я нужен и ценен? Кого ждать? Для кого одеваться?» Без ответа на эти вопросы все теряет смысл. Жизнь превращается в дожитие.
Говорят, что для роста и будущего детей нужен значимый взрослый. Но значимые люди нужны в любом возрасте, особенно в старшем. Об этом есть пронзительное стихотворение Леонида Филатова, названное словами его двухлетней внучки Оли «Деда, погоди»:
«И я годил, годил, сколь было сил, а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили, никто их погодить не попросил».
Очень нужны люди, которые могли бы пробить брешь в стене одиночества, хотя бы один такой человек: родственник, друг, волонтер, социальный работник, сотрудник интерната, сосед, бывший коллега. И важно понять, в чем на самом деле человек нуждается. Часто в жалобе и нытье можно услышать позитив, просьбу о любви. «Ты меня совсем забросил…», переводится как: «Я тебя люблю и хочу видеть чаще», а «Скорей бы я умер» — как «Скажи мне, что я тебе дорог».
Но не только пожилому человеку нужно не быть изолированным. Само общество дегуманизируется без стариков — они нужны в обществе, а не в гетто. Именно хрупкость и уязвимость пожилых людей пробуждают человечность, учат дружбе и пониманию. «Современный человек стремится отступить перед лицом слабости, ему трудно строить прочные дружеские отношения, он боится настоящей любви. Старушка из дома престарелых, которую никто не замечает, может привлечь, заинтересовать и стать источником глубокой привязанности для такого человека, с его хрупкостью и страхом перед жизнью» [4].
Достоинство человека — в том, чтобы быть нужным, иметь возможность помочь другим, в радости давать. Не менее важно, чем дать еду — дать возможность отдавать, делать добро другим, почувствовать, что ты нужен. Очень важная задача нашего времени — переосмыслить старость и ее ценность, место пожилого человека в обществе. Пожилые люди не могут быть только объектами заботы, хотя забота прекрасна и нужна. Достойная старость — не только материальная обеспеченность, это и старость с достоинством быть нужным и ценным.
[1] URL: https://www.theguardian.com/world/2020/apr/13/half-of-coronavirus-deaths-happen-in-care-homes-data-from-eu-suggests (дата обращения: 31.05.2022).
[2] См., например: С. Файн «Система стационаров обезоружила тех, кого призвана была защищать». URL: https://www.asi.org.ru/2020/05/26/o-vrede-statsionarov/ (дата обращения: 31.05.2022).
[3] URL: https://www.santegidio.org/pageID/37740/langID/ru/Без-стариков-нет-будущего.html (дата обращения: 31.05.2022).
[4] «Сила возраста. Уроки старости для семей и молодежи», СПБ, Алетейя, 2019, С. 192.
Мы в соцсетях: