Трендвотчинг

| Том 3. Выпуск 5—6(18)

Ключевые тренды

В текущем выпуске собраны тексты, в той или иной мере посвященные проблеме возраста, в особенности старшего. Эти материалы сформировали наше видение трендов в области старения как в теоретическом, так и в эмпирическом разрезе. Агрегируя позиции авторов выпуска, мы можем выделить следующие тренды.

  1. Понятие возраста, в отличие от понятия гендера, недостаточно теоретизировано, тем не менее в научной среде намечается тенденция к более полному осмыслению явления старости (А. Смолькин).

Растет интерес к самому понятию «старость» и предпринимаются попытки ее социологического определения. Одновременно с этим мы видим возрастающую силу барьеров для развития тренда — исследователям не хватает слов для описания процессов, связанных с феноменом старости. Новая этика и политкорректность заключают тему старения в дискриминационные рамки и ограничивают возможности говорения о старости, маркируя такие попытки как эйджистские и стигматизирующие (Т. Дроздова). Неизбежным следствием этого процесса должна стать выработка нового языка описания старости или даже нового понятия, включающего не только функциональное определение (в терминах чисел, потерь, проблем со здоровьем и т. д.), но и содержательную составляющую. Возможно, это случится в течение следующих нескольких десятилетий вместе с ростом продолжительности жизни и увеличением медианного возраста.

  1. В трудовых отношениях в развитых странах доминирует тренд Long Life Learning & Adult education (К. Бабат), предполагающий отход от традиционного карьерного развития в сторону обучения и получения профессиональных навыков в течение всей жизни.

В России эта тенденция только зарождается, поскольку россияне имеют слабое представление о профессиональных возможностях современного рынка труда и его изменениях. Осложняет развитие этого тренда также нежелание и/или неумение российских работодателей работать с категорией старших сотрудников.

2.1. Компаниям свой­ственны стереотипные представления не только о старших сотрудниках, но и о младших: тренд на прямой и обратный эйджизм все еще воздействует на работодателей и сотрудников компаний.

2.2. Увеличение числа проектов в сфере возрастного разнообразия (К. Бабат) свой­ственно в большей степени международным компаниям, но постепенно внедряется и в российские.

  1. В общественно-­политической сфере доминирует тенденция к десубъективации старших (П. Иванов, Е. Миськова, С. Файн) — как будто общество может им предложить только развлечения в виде оригами и танцев вместо активного участия в социальной жизни.

Смещается фокус с общественной жизни на частную: есть устойчивый стереотип, что в старшем возрасте надо заботиться о себе и своем здоровье, а не об общественном благе, хотя старшие граждане составляют ядро территориальных общественных движений, поскольку обладают достаточным временным ресурсом, который может быть направлен на организационную общественную работу (П. Иванов). Тем не менее государство и общество видят в старших людях объект заботы, а не деятельных субъектов.

3.1. С десубъективацией старших связан другой тренд — увеличение дисбаланса адресации помощи (Е. Миськова).

Если для государства и общественных организаций старшие являются объектом заботы, то и помощь в такой логике следует оказывать им в одностороннем порядке. В то же время опекуны из числа родственников, на которых приходится бо́льшая часть физической и, особенно, психологической нагрузки по поддержанию жизни и здоровья пожилого человека, зачастую остаются за рамками системы поддержки.

  1. На глобальном уровне заметно зарождение тренда на объединение разных моделей социальной поддержки (М. Морозова): волонтерская активность, деятельность благотворительных фондов и некоммерческих организаций, соседская взаимопомощь становятся важными агентами в процессе обеспечения поддержки старших людей и нуждаются в координации для поддержания баланса оказания помощи. Мощным драйвером для развития этого тренда стала пандемия, которая высветила слабые места государственной социальной помощи.
  2. Еще один позитивный тренд связан с тем, что Дмитрий Рогозин называет «возвращением человеку интимности»: старший возраст освобождает людей, делает их более раскрепощенными в отношении секса и собственного тела. Тенденция роста внимания к здоровью и телу активно развивается на глобальном уровне и зарождается в России.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: