Расширенный комментарий

| Том 3. Выпуск 1—2

Культура договора в семье и бизнесе*

Жукович Владислав Константинович

председатель Союза православных предпринимателей, вице-президент НП «ОПОРА», Комитет по ценностно- ориентированному предпринимательству «ОПОРА СОЗИДАНИЕ»

Между контрактами в бизнесе и брачными контрактами есть принципиальные различия и есть общие черты.

В бизнесе партнеры чаще, чем в семейных отношениях, стараются договориться о правилах «на берегу», изначально подходя к делу с «холодным сердцем». Но даже в бизнесе культура фиксации договоренностей об условиях будущего партнерства развита не одинаково в разных сегментах. В крупном бизнесе она находится на довольно высоком уровне, а вот в малом и среднем — меньше, поскольку в нем, как правило, заняты люди с разным опытом и образованием.

При этом бизнес — очень непредсказуемый род деятельности, взаимодействие партнеров здесь, с одной стороны, обусловлено их экономическими, финансовыми целями и ресурсами, с другой — деловыми качествами, профессиональными знаниями и умениями, а с третьей — сходством или столкновением представлений о жизни, ценностей. Прежде чем создавать общее дело, очень важно учитывать и проговаривать в том числе и эти внеэкономические сюжеты сходства и различия, иначе даже продуманный и просчитанный бизнес может стать жертвой непримиримых разногласий и конфликтов ценностного свой­ства.

В семейных отношениях все еще сложнее. По сравнению со стартом партнерского бизнес-­проекта, создание семьи и заключение брака — это совсем другая ситуация с точки зрения эмоциональной нагрузки. Что же касается культуры договорных отношений в браке, то она у нас несопоставимо слабее, чем в бизнесе, который, как я уже сказал, тоже еще далек от совершенства. Особенно хорошо видно это отставание по сравнению с западными странами, США. У нас, если один из супругов или будущих супругов предлагает заключить брачный договор, это как ушат холодной воды для другого, особенно в период влюбленности. Абстрагироваться от своих чувств и занять прагматичную позицию может не каждый.

С одной стороны, в том, чтобы заранее договориться о принципиально важных вопросах в отношениях в будущей семье, как и в бизнесе, есть большой смысл, это страховка от всевозможных рисков. Будущие супруги имеют возможность заранее погрузиться в различные сценарии и подумать, как они будут действовать в той или иной ситуации. С другой стороны, с таким погружением в будущие возможные коллизии пропадает таинство в отношениях. А оно, в отличие от бизнеса, в романтических и семейных отношениях очень важно.

Зачастую предлагают заключить брачный договор люди, имеющие неудачный опыт первого брака, например раздел имущества, особенно крупного, люди из бизнеса, привыкшие к заключению договоров в деловой сфере. Такой «пострадавший», вступая во второй брак, будет стараться себя обезопасить.

Помимо брачных договоров, в ситуациях, когда партнер «дует на воду» и хочет подстраховать свои интересы в семейных отношениях, используются и другие инструменты. Например, боясь оскорбить чувства своего нового возлюбленного или по другим причинам, человек на брачном договоре не настаивает, ничего не прописывает, но до брака переписывает свое имущество на ­кого-то из близких.

Еще одна важная форма письменного закрепления отдельных позиций в отношениях в семье — составление завещаний или письменных инструкций. Особенно это важно для ситуаций, когда в семье есть основной кормилец, от которого зависят все остальные. Часто бывает, когда после смерти мужа-бизнесмена его жена даже не представляет толком, какой у него был бизнес, какая в нем экономическая ситуация, какие остались обязательства, как можно с выгодой для семьи распорядиться теми или иными доходами и т. д. Подобные завещания могли бы решить много споров, возникающих между наследниками, что сильно облегчило бы жизнь овдовевшей супруги.

*По мотивам интервью специально для СоциоДиггера. Интервью брала Наталья Седова.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: