Расширенный комментарий

| Том 3. Выпуск 1—2

Модель сетевых отношений

Ильин Владимир Иванович

доктор социологических наук, профессор СПбГУ

Теоретическое введение

Глобализация, замешанная на цифровизации, делает неограниченным ассортимент доступных для выбора стилей жизни и в полной мере охватывает интимные отношения.

Самые разные стили сосуществуют, распространяются, игнорируя государственные и территориальные границы. Критерий выбора партнера по любви и по «мудрому» решению родителей, полиамория и многоженство, которое отнюдь не ограничено исламской культурой, скоротечные легкие отношения и один роман на всю жизнь, принцип «никто никому ничего не должен» и культ служения партнеру, беззаветная верность и открытые отношения, гетеросексуальные и гомосексуальные пары — все эти и другие модели не просто сосуществуют рядом, но и обретают статус «нормальности», стиля, который «каждый выбирает по себе». Норма относительна и отличается от девиации только моральной «колокольней», которую выбирает наблюдатель. В результате почти любая характеристика нашего времени является и правдой, и заблуждением.

Одна из моделей организации интимности опирается на культ независимости индивида, отказ от принципа верности как атрибута интимной пары, «текучую любовь» (термин З. Баумана), практики краткосрочных отношений, ориентацию на не прекращающийся поиск «самого-­самого» партнера. В такой ценностно-­нормативной системе интимная пара теряет свой замкнутый характер и становится узлом в сети отношений.

Наблюдение одной тусовки

На протяжении трех лет я наблюдаю одну тусовку, в которую входит более десяти мужчин и женщин в возрасте примерно от 25 до 35 лет с разным уровнем образования. Они отражают одну из граней современной реальности. Нельзя сказать, что происходящее в этой среде является безусловной нормой для общества в целом, но для данной группы людей, разделяющих ее ценности и установки, подобный стиль жизни абсолютно нормален.

В беседе они без колебаний высказываются в пользу ценности семьи, любви, верности и далее весь список добродетелей. Если бы они участвовали в формализованном опросе, мне кажется, они внесли бы вклад в формирование образа общества, верного традиционным ценностям.

Однако длительное наблюдение группы показывает иллюзорность такого образа, искренне декларируемые идеалы трактуются с поправкой на принцип относительности.

Явление, которое обычно называют любовью, в этой тусовке приобретает явно выраженный текучий характер, увлечения меняются в год не по одному разу.

Традиционное понимание любви связано с верностью как долгом и ожиданием. И на уровне обобщенных рассуждений члены этой тусовки с этим не спорят, однако дьявол кроется в деталях.

Аня [1] влюблена в Николая, отношения с которым только формируются, и рассматривает его как желанного брачного партнера. Однако он уезжает на пару недель в командировку, а она отправляется в недельную поездку со своим новым знакомым, который ей явно симпатизирует. Интимные отношения между ними уже были и подразумеваются в поездке. При этом планируемая поездка ни для кого не секрет. Все предельно открыто. Противоречия в декларируемых принципах и практиках объясняются легко:

«Во-первых, наши отношения с Николаем еще не совсем ясны. Во-вторых, что же я буду, как дура, его ждать две недели?»
(Ж., 30 лет, безработная)

Принцип верности часто становится столь относительным, что ограничивает лишь от воздержания от группового секса, хотя и здесь возникают разночтения в определениях. Верность при желании возможна здесь и сейчас, но никто ничего не обещает на завтра.

Трое молодых мужчин поселились в одной трехкомнатной квартире. У всех есть постоянные девушки, которые регулярно приходят погостить. На поверхности — совершенно традиционные отношения. Однако режим интимности в парах носит парадоксальный характер. Надя была девушкой Виталия, но он был вынужден надолго уехать, поэтому она с его согласия перешла к Николаю, а когда тот был на работе, она переспала с его другом Михаилом. У последнего есть постоянная девушка, однако в его отсутствие она переспала с Николаем, которого об этом сразу проинформировали. Михаил, будучи приверженцем принципа верности, это не одобрил:

— Знаешь, — сказал он Николаю, — у нас общий холодильник, но не девушка.

— Понял, — ответит тот.

На этом инцидент был исчерпан.

Такими практиками переполнена повседневность этой тусовки. При этом никто не использует заморское слово «полиамория». «Нет, это не о нас!» — утверждают они.

Любимым досугом тусовки являются общегородские клубные вечеринки с участием десятков, а то и сотен танцующих людей без одежды. В такой модели интимная пара является неустойчивым и относительно открытом узлом в сети отношений.

Вывод

Многообразие вариантов организации интимности все больше расширяется, иногда то, что было однозначным пороком, становится одним из стилей поведения в группах, обретая характер субкультуры, в других случаях — сохраняется лишь на уровне девиации. Единая мораль, единообразие и единомыслие превращаются в миф, который как облако покрывает калейдоскоп моральных норм. У многих жителей больших городов сегодня есть возможность выбрать удобную для себя мораль и жить в соответствии с ней. При этом консервативная модель — опора на табу девственности, пожизненную моногамию, ориентацию на подготовку к созданию семьи и деторождению — самым причудливым образом сосуществует с вышеописанными сетевыми отношениями и культом радикально относительных норм. Насколько просто современному человеку делать выбор жизненной стратегии в такой ситуации — вопрос открытый. Очевидно, он требует высоких социальных компетенций и хорошего уровня рефлексии, стрессогенен и отвечает за него большей частью лишь сам индивид.


[1]  Имена изменены.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: