Расширенный комментарий

| ТОМ 3. ВЫПУСК 9 (21)

«Мой дом — моя ценность», или Как среда проживания влияет на дискурс в соседских онлайн-сообществах

Ненько Александра Евгеньевна

доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, Санкт-Петербург

Недосека Елена Владимировна

старший научный сотрудник Социологического института РАН — филиала ФНИСЦ РАН , Санкт Петербург

Пульс города

Современный мегаполис — это сложноорганизованное городское пространство, наполненное разнообразными формами ассоциаций и объединений, в которых разворачивается деятельность социальных акторов. В последнее десятилетие одним из самых заметных трендов городской жизни стало формирование культуры добрососедства и развития локальных комьюнити, а соседские сообщества уверенно вошли в число ключевых акторов, влияющих на развитие городской среды. В научной литературе и СМИ растет количество исследований и сообщений о деятельности и достижениях активных соседских сообществ, о практиках решения локальных проблем на уровне низовой горизонтальной самоорганизации. Социальный потенциал соседских сообществ особенно проявил себя в период пандемии COVID-19, когда единение и взаимопомощь помогали преодолевать сложные ситуации, в которые попали жители городов в условиях изоляции. Стоит особо отметить интерес к соседским онлайн-­сообществам — субъектам цифрового и гибридного соседства. Именно цифровой формат коммуникации наиболее распространен среди современных соседей в российских городах и зачастую является базовым уровнем ассоциации между жителями определенной территории. Кроме того, вследствие увеличения внимания городских исследователей, проектировщиков и управленцев к формированию «комфортной городской среды» становится все более актуальным анализ взаимосвязи между средой обитания и уникальными локальными средовыми ценностями соседских сообществ.

Наши исследования посвящены изучению соседских онлайн-­сообществ как субъектов коммуникации о среде обитания, а также субъектов коллективного действия в отношении данной среды. Мы исходим из положения средового подхода о том, что соседское онлайн- или офлайн-­сообщество так или иначе реагирует на средовой контекст, в котором оно сформировалось и функционирует. Взаимодействуя посредством общего паблика или канала, соседи создают дискурс, являющийся смысловым полем, в котором отражаются нарративы о повседневной жизни, локальные истории, а также происходит концептуализация отличительных особенностей среды, составляющих «чувство места». Дискурс соседского онлайн-­сообщества по сути является вербализацией воспринимаемой среды соседства. Наиболее актуализированные средовые проблемы и ценности интенсивно обсуждаются и концептуализируются в сообщениях, комментариях, фотографиях соседских пабликов или чатов. Репрезентация ценностей среды в ходе цифровой коммуникации выступает одним из оснований солидаризации соседского сообщества.

«Внутренняя кухня»

Форматы онлайн-­коммуникации соседей развивались вместе с прогрессом информационно-­коммуникационных технологий и глобальных трендов в диджитал-коммуникации: от ушедших в прошлое форумов и домашних чатов в ICQ до соседских групп в социальных сетях ВКонтакте, Facebook* и Instagram* и активно развивающихся в последнее время сообществ в мессенджерах Telegram и WhatsApp. Онлайн-коммуникация позволяет соседям затрачивать меньшее время на установление взаимодействия, находиться в фактически круглосуточном неограниченном потоке соседских новостей. Рубрикация тем обсуждения с помощью назначения отдельных веток позволяет удобно разделить для дискуссии отдельные вопросы соседской жизни. Способность онлайн-­коммуникационных каналов транслировать и хранить информацию в различных форматах — тексты, фотографии — позволяет создавать архив жизнедеятельности сообщества, к которому соседи могут обращаться снова и снова. Возможность публикации отдельных месседжей на «стене» сообщества позволяет структурировать и глубоко прорабатывать ежедневную повестку: обмениваться новостями, формировать быстрые призывы к действию (просьбы о помощи, предупреждения об опасности), предлагать различные услуги (репетиторство, присмотр за детьми, косметология, ремонтные, строительные работы и пр.), делиться эмоционально насыщенными переживаниями (фото дня с изображением района), вести долгосрочное обсуждение вопроса (регулярная рубрика). Возможность личной онлайн-­коммуникации между подписчиками одного соседского сообщества (сообщения в директ) позволяет перейти на индивидуальный уровень общения и планирования совместных действий.

Повестка онлайн-­сообществ формируется во многом вокруг необходимости решения конкретных локальных проблем среды обитания, например, сбор подписей за строительство школ и детских садов, борьба с незаконным повышением тарифов на услуги ЖКХ, строительство церкви, благоустройство детских площадок и подобные вопросы. Позитивная составляющая повестки также заключается в объединении усилий для проведения досуга — договариваясь в онлайне, соседи проводят совместные бранчи, дворовые праздники, субботники, озеленение территорий. Так проявляется spill-over effect — переход онлайн-­общения в офлайн-­взаимодействие.

Ценности среды

Формируемый соседями дискурс представляет любопытный материал для исследования, в частности с точки зрения репрезентации ценностей среды обитания. По сути, ценности среды — это те ее элементы и характеристики, которые определяются соседями как важные. Благодаря описанию и обсуждению окружающего контекста в онлайн-­коммуникации формируется понятный и разделяемый соседями образ среды. Определяются «важные» элементы и характеристики среды, которые составляют часть образа жизни соседей. Благодаря обсуждениям среда обитания осмысляется как своя и привычная, определяются уникальные компоненты среды и проблемы, которые необходимо решать сообща.

В дискурсе соседского сообщества элементы среды могут проявляться в разных модусах, зависящих от характеристик элемента и его текущего состояния. Нам удалось выявить четыре основных модуса элементов среды, фигурирующих в обсуждениях соседей и воспринимаемых как значимые: конфликтный, дефицитный, привычный и уникальный. Один и тот же элемент может быть представлен в разных модусах в зависимости от той коммуникативной ситуации с участием соседей и других акторов городской среды, центром которой он является.

«Любим то, что отбирают»

Важные элементы среды могут восприниматься как «конфликтные», если вокруг них разгорелся конфликт за право использования и если сообщество ощущает угрозу их существованию. Такие ситуации возникают в тех контекстах, где на использование элемента среды претендуют не только соседи, но и «гости» (например, туристы), либо где в управлении элементом среды происходят разногласия между жителями и лицами, принимающими решения. В качестве примера можно привести соседское сообщество улицы Рубинштейна в историческом центре Санкт-­Петербурга. Уникальность этого места в том, что соседям приходится делить его с любопытными туристами и предприимчивым бизнесом. Соседи оспаривают с «неместными» акторами право на пользование мостовыми, право на размещение определенных услуг на первых этажах и даже право на тишину. Как правило, конфликтогенный модус выражается в таких дискурсивных тактиках, как призывы составлять жалобы в инстанции, осуждение действий «гостей», предложения о запрете или ограничении их деятельности и другие.

«Любим то, чего не хватает»

Значимость элемента среды может быть приобретена и в контексте дефицита. «Дефициты» среды могут быть спровоцированы ошибками в градостроительной политике или закономерностями городской экономики (например, неравномерное распределение объектов сервисной инфраструктуры). Слабая контролируемость данных факторов отнюдь не устраняет значимость дефицитных элементов среды для жителей и потребность в восполнении нехватки. Присутствующий элемент становится в итоге ценностью, которую соседи бдят и за которую могут бороться между собой. Примером, иллюстрирующим данный модус, может выступать практически любой объект многоэтажного жилищного комплекса в городе-­миллионнике. Борьба соседей с муниципальными властями и застройщиками за детские сады, школы, поликлиники, транспортные развязки и дороги — самая солидаризирующая сила в соседских сообществах, наряду с «коммунальными вой­нами» с управляющими компаниями.

«Любим то, что знаем»

Ценные элементы среды могут принадлежать миру «привычного», то есть восприниматься как нечто, без чего никак нельзя обойтись, как элементы привычного уклада вещей, с которыми связаны рутинизированные правила и практики. Например, в обсуждении любимых магазинов, куда жители постоянно ходят за покупками, магазины одновременно являются и повседневной дестинацией, и ценностью среды, без которой жители не могут представить своей повседневности. Для жителей исторических районов городов характерно бережное и трепетное отношение к истории их домов и привычных объектов, которые одновременно несут в себе память места (цитата: «Ленинградско-­Петербургское для меня свято»).

«Любим то, чем гордимся»

Значимые элементы также могут обсуждаться как «уникальные» черты среды обитания, связываться для жителей с «чувством места» и идентичностью территории проживания. Так, например, архитектурные доминанты и стили могут осмысливаться как важные визуальные характеристики окружающего пространства, вызывать чувство гордости и эстетического наслаждения. Как правило, данный модус проявляется через «признание в любви» городу или району проживания, зачастую эти признания репрезентируются через фотографии, видео и лаконичные подписи.

***

Одни и те же элементы среды могут обсуждаться соседями с различным подтекстом, что зависит от сложившейся обстановки и от задач самого соседского сообщества. Различия в среде обитания и уровень укорененности соседского сообщества значительно влияют на интерпретацию элементов окружающей среды, которые попадают в поле зрения соседей. Именно поэтому можно говорить о дискурсе соседских онлайн-­сообществ как о постоянно меняющемся «живом» отражении окружающей действительности. Однако некоторые ценности среды остаются достаточно устойчивыми и составляют часть локальной идентичности и чувства места. И эти устойчивые паттерны, и динамика ценностей среды всегда будут интересны городским исследователям и могут быть полезны для городских проектировщиков и управленцев.

 * Здесь и далее * означает социальные сети, деятельность которых запрещена на территории РФ.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: