Расширенный комментарий
| Том 3. Выпуск 1—2
Настоящая ответственность — в ее осознании (взгляд на проблему с точки зрения ислама)
Аляутдинов Ильдар Рифатович
муфтий Москвы
Ислам и современные семейные практики —
о взаимном долге и обязательствах
В современных реалиях представления людей о взаимном долге и обязательствах перед партнерами заметно меняются. Люди чаще стали говорить о собственных правах, о любви к себе и своих желаниях. Эта тенденция наблюдается повсеместно, зачастую такой эгоцентризм транслируется в массы через сомнительные марафоны и тренинги. Несомненно, тема познания себя и своих потребностей очень важна: истинная любовь к себе порождает такое же отношение к окружающим, так формируются здоровые отношения, основанные на взаимоуважении и взаимоподдержке. Однако при этом человек должен осознавать ответственность и помнить не только о своих правах, но и об обязанностях. Когда мы одни, мы отвечаем лишь за себя: свои поступки, дела, слова, устремления, намерения. Но когда мы становимся частью семьи, ответственность значительно приумножается. И если мы не смогли на основе предписаний Всевышнего воспитать в себе данное важное качество, то сохранение гармоничных внутрисемейных отношений может оказаться под вопросом.
Нередко звучащая сегодня идея «никто никому ничего не должен» отрывает людей от важнейших принципов, превращая общество в серую массу, где каждый только за себя. Как результат, люди перестают быть частью чего-то большего: семьи, рода, клана и пр. На самом деле не существует разумных причин, которые подталкивали бы людей жить разрозненно и игнорировать друг друга. Наоборот, истинные мотивы, построенные на правильной логике и чистых чувствах, побуждают людей проявлять мягкость друг к другу и тем самым вносить свой вклад в отношения (в рамках семьи, сообщества и общества в целом). В едином организме нет второстепенных ролей, также и в отношениях, семье, обществе каждый ценен и значим. Развитие и прогресс возможны только тогда, когда есть здоровое взаимодействие между людьми.
Многие сегодня вступают в брак, ограничиваясь мыслями о счастье лишь для мирской жизни, совершенно не задумываясь об отчете перед Создателем. Между тем муж и жена должны помогать друг другу удаляться от адского наказания, что требует участия каждого из супругов. Некоторых такая ответственность может напугать, ведь мы не в силах повлиять на другого человека. Как следствие, уже при первых трудностях и недопонимании молодые люди готовы пойти на развод. На самом же деле гармония и взаимопонимание в семье достигаются только тогда, когда каждый из супругов осознает свою роль. Мужчина — глава семьи, он несет ответственность за своих домочадцев и их благополучие. Женщина, в свою очередь, ответственна за создание в доме благоприятной атмосферы, поддержание уюта и взаимопонимания. Как бы парадоксально это ни звучало, но настоящая ответственность друг за друга выражается в осознании собственной ответственности. Когда мы осознаем свою роль, понимаем и принимаем свои обязательства, мы даем возможность раскрыться, расти тем, кто рядом. Семья с точки зрения ислама — это маленький райский уголок, где каждый из ее членов находит спокойствие и умиротворение, где царит атмосфера любви и взаимоуважения, где зарождаются благородные ростки прекрасного будущего.
О причинах семейных конфликтов
Каждый из нас уникален, отношения в семьях также неповторимые. Поэтому и причины конфликтов могут быть самые разные. Величайшее заблуждение — считать, что семейные отношения прерываются, когда уходит влюбленность. На самом деле пары расстаются потому, что теряется другое чувство — чувство ответственности перед Создателем и друг перед другом. Многие века назад посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам ответственен за тех, кто за ним, и будет спрошен о них; муж — глава семьи, и [он] ответственен за нее [свою семью]; жена ответственна за домашний очаг (за домашнее хозяйство), за что и будет спрошена. Слуга (наемный рабочий) ответственен за имущество своего хозяина (работодателя) и будет спрошен за это. Каждый из вас — управляющий, и будет спрошен за управляемое им».
Возможной причиной семейных трений и проблем является и то, что люди не работают над такой чертой своего характера, которая в Коране и хадисах называется солах, то есть правильность, праведность, благочестие. Причем данное слово в коранических и пророческих повествованиях употребляется обычно именно в контексте семьи. Священный Коран гласит: «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей» (Св. Коран, 24:32).
Некоторые создают семьи по инерции, не задумываясь, чего они ждут от совместной жизни. Порой отсутствие общих целей и идеалов способно разрушить отношения гораздо быстрее, чем ссоры и конфликты. Когда один духовно растет, поднимается и взлетает, а другому не до духовного роста — лишь бы с повседневными заботами справиться, — возникает кризис в отношениях супругов.
Прочность взаимосвязи супругов зависит и от того, насколько хорошо они понимают друг друга. Некоторые предпочитают не задумываться над своим поведением, отрицают трудности в общении, не обсуждают их. Но общение важно, потому что нет иного пути, чтобы совместно разрешить сложности во взаимоотношениях. Важно терпеливо и мирно обговаривать друг с другом проблемные моменты, контролировать свои переживания и учиться видеть себя со стороны. Также важно умение слушать и слышать друг друга, без него общения не получится: вместо диалога будут звучать два монолога.
Семья — Божий дар, который нужно беречь. Различия между мужчиной и женщиной должны обогащать нашу жизнь стремлением к гармонии, возможностью внутренне расти и совершенствоваться вместе. Семейные отношения необходимо строить вдвоем. Каждый день и на протяжении всей совместной жизни. Только так можно быть уверенными, что вы на истинном пути.
Мы в соцсетях: