АНАЛИТИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ

| ТОМ 4. ВЫПУСК 9 (28)

Новые тренды восприятия российских партий в условиях нынешней политической реальности

Елена Шестопал

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Введение

Наша политическая система стоит на пороге нового электорального цикла, включающего президентские выборы. Важную роль в этом процессе будут играть политические партии. Та или иная партия и ее лидер всегда воспринимаются гражданами на фоне конкретного социального и психологического контекста, который задает рамки восприятия, выделяя их портреты на этом фоне. Но верно и обратное: образы партий и их лидеров способны повлиять на этот контекст, либо усиливая политическую консолидацию общества, либо, напротив, ведя к социальным расколам и атомизации.

Прежде всего следует заметить, что выборы 2023—2024 годов проходят в совершенно новой политической реальности, в условиях специальной военной операции (СВО). Именно она потребует от партий предъявить электорату и новые смысловые акценты, и иные стилистические очертания их программ. Можно предположить, во-первых, что уже сейчас, накануне выборов, в образах партий мы найдем запрос на более четкий и точный понятийный аппарат, более определенный ценностный выбор, лишенный прежних полутонов. Начиная исследование, мы ожидали, что уже сейчас в образах партий мы увидим отражение этих событий в изменившихся представлениях об этих политических объединениях.

Во-вторых, мы предположили, что новая политическая реальность затронет расстановку сил на партийно-политическом поле. И хотя российская партийная система в своих основных параметрах сохраняет устойчивость, а партии остаются одним из наиболее стабильных и значимых институтов гражданского общества, способствующих политической идентификации избирателей, могут иметь место определенные подвижки в партийной конфигурации. При этом ключевым фактором, определяющим отношение избирателей к той или иной партии, является ее соотнесение с властью. Если до начала СВО (как, впрочем, и в течение всего постсоветского периода) образ самой власти в обществе был достаточно негативным, а следовательно, партиям, чтобы заслужить доверие, нужна была отстройка от власти, то с началом СВО ситуация существенно изменилась: фактически в оппозиции из числа парламентских партий осталась только КПРФ. В сложившейся к настоящему времени партийной конфигурации поддерживают власть правящая партия (ЕР) и ее партнеры, (ЛДПР, СРЗП), а оппонирует — КРПФ. Партия «Новые люди» декларирует независимость от власти, но пока ее позиция выглядит, по нашему мнению, весьма невнятной. Можно предположить, что такая расстановка сил на момент выборов сохранится.

В-третьих, запросы электората, его потребности, установки, ценности могут измениться. Приступая к исследованию, мы высказали гипотезу, что эти сдвиги психологического состояния общества могут сказаться на образах партий и их лидеров. Чтобы проверить ее, мы провели эмпирическое исследование в конце 2022 — начале 2023 года.

 

Характеристика исследования

Целью исследования было выявление и описание образов пяти парламентских партий, образов и их лидеров, анализ основных политических установок, ценностей и представлений, составляющих основу актуального психологического состояния общества, на фоне которого и происходит восприятие партий.

Объектами исследования были пять партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП («Справедливая Россия ― Патриоты ― За правду»), партия «Новые люди» и их лидеры: А. А. Турчак, Г. А. Зюганов, бывший лидер ЛДПР В. В. Жириновский и нынешний ее лидер Л. Э. Слуцкий, С. М. Миронов и А. Г. Нечаев.

Методология исследования образов партий включала в себя анкетный опрос рядовых российских граждан, семантический дифференциал, проективный тест.

Методология исследования образов лидеров включала глубинное интервью, метод направленных ассоциаций, метод контент-анализа[1].

Общая выборка составила 562 респондента, что более чем достаточно для качественного исследования и позволило применить ряд методов количественного анализа, в частности методы кодирования и шкалирования. Для количественной обработки данных использовался пакет SPSS.

 

Результаты исследования

Исследование показало, что в восприятии российских политических партий и их лидеров есть как вполне устоявшиеся, неизменные тенденции, не подверженные воздействию изменчивого контекста, так и существенные сдвиги под влиянием новой политической реальности. При этом происходят изменения — как общие для восприятия всех партий, так и в образах отдельных партий.

Неизменными остались сущностные характеристики восприятия партий и их лидеров.

Во-первых, несмотря на резкие изменения политического контекста и высокий уровень тревожности, которую эти изменения вызывают, партии сохраняют свое значение для избирателей и выступают важным фактором политической стабильности. Это относится и к представлениям о месте и роли партий как необходимой части демократического процесса и важного инструмента российской политики. Однако при этом общий облик, привычные формы деятельности, ценности и смыслы, обращенные к избирателям, требуют, по мнению респондентов, серьезного ребрендинга.

Во-вторых, у российских партий по-прежнему отсутствует четкая идеологическая идентификация. Чаще всего граждане определяют идеологию партии по ее названию (например, ЛДПР или КПРФ), а значит, в отношении партий, название которых таких подсказок не содержат, опрошенные затрудняются с идейной идентификацией.

В-третьих, восприятие политических партий по-прежнему во многом остается персонифицированным. Запрос на ту или иную партию и их поддержка зависят от наличия у нее яркого и авторитетного лидера.

Что же касается изменений, то в новой ситуации прежний образ и формы деятельности всех партий уже не полностью соответствуют этим ожиданиям. Все российские партии, включая те, которые имеют солидную электоральную поддержку, по мнению респондентов, нуждаются в серьезном переформатировании для сохранения своих последователей. Особенно это относится к ЛДПР, у которой сменился лидер, но и к партиям, оставшимся с прежними лидерами, в новых условиях важно оперативно адаптировать свои программные документы и стратегии работы, которые были сформулированы в мирное время.

Всем политическим партиям в их работе по переформатированию своих образов предстоит решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, подчеркивать свое отличие от других партий, чтобы привлечь максимальное внимание избирателей, с другой — искать формы совместной деятельности с другими партиями, которая в нынешних условиях становится более важной, чем конкуренция. Проблемы партийной идентичности, связанные с нечеткостью их идеологий, по-нашему мнению, сегодня есть у всех партий.

Изменения содержания образов партий коснулись, во-первых, места, которое та или иная партия занимает в дихотомии «власть — оппозиция». В восприятии граждан снизился уровень воспринимаемой оппозиционности и КПРФ, и СРЗП, и ЛДПР, одновременно возросла поддержка партии власти (ЕР). Это говорит о том, что нынешнее психологическое состояние общества усиливает тенденцию консолидации.

Во-вторых, сегодня востребован образ не экстремистской (левой или правой), а скорее центристской партии. Эпатажный стиль также остался в прошлом. Многим партиям предстоит выстроить образ «серьезной» партии, которая предлагает пути консолидации страны. Новая политическая реальность требует от партий не столько демонстрации своей независимости от власти и отстройки от нее, что находило понимание у электората раньше, сколько работы по объединению общества в условиях внешней угрозы.

В-третьих, если до начала 2020-х доминирующим в обществе был запрос на консерватизм, то в нынешней ситуации стали более востребованы социал-демократические и либеральные ценности. При этом в обществе есть запрос на ряд идеологических дискурсов, но они явно недостаточно представлены в программных документах партий. Это экологическая тематика, тема защиты прав человека, борьбы с коррупцией и т. п.

Наше исследование образов партий и их лидеров не дает оснований говорить о росте рационализации массового сознания в условиях роста тревожности и выраженной внешней угрозы. Скорее, наоборот — массовое сознание становится более волатильным и подверженным паническим настроениям, что проявляется при каждом угрожающем событии, будь то слухи о мобилизации или смерть Е. Пригожина.

 


[1] Данное политико-психологическое исследование имело качественно-количественный характер и не было репрезентативным для страны в целом, однако, как это принято в качественных исследованиях, выборка была сбалансирована по параметрам пола, возраста и образования. Для того, чтобы учесть существенное разнообразие образов и представлений в разных российских регионах, сбор данных проводился в 22 регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Вологодской, Калужской, Курганской, Мурманской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Челябинской, Ярославской областях, республиках Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Краснодарском, Хабаровском краях. Гендерный состав опрашиваемых включал: 47% мужчин и 53% женщин, возрастной диапазон представлен тремя группами: 18—30 лет — 33%, 31—55 лет — 44%, 56 лет и старше — 23%.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: