Комментарий к теме выпуска

| ТОМ 1. ВЫПУСК 6 (6)

О перезагрузке политики господдержки МСП с учетом уроков прошлого

Чепуренко Александр Юльевич

доктор экономических наук, научный руководитель Департамента социологии НИУ ВШЭ

Несколько коренных вопросов, на которые необходимо ответить при разработке нового дизайна системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

1) Основная проблема, с которой ежедневно сталкивается малый бизнес, — это силовое давление и вымогательство со стороны определенных структур. В связи с этим ключевой вопрос: сможет ли в принципе одна только перенастройка политики в отношении МСП изменить эту реальность?

2) Насколько в действительности государство заинтересовано в том, чтобы извлекать уроки и делать работу над ошибками?

3) Кто может побудить госорганы прислушиваться к мнению бизнеса и экспертного сообщества? Где тот субъект, который станет импульсом для изменений в государственной политике в отношении предпринимательства?

4) Вопрос об упразднении множественности институтов развития и создании монополиста в лице ВЭБ: в условиях высокого уровня огосударствления экономики создание еще одной монополии на политику в отношении инноваций и предпринимательства усиливает риск принятия дорогостоящих, но неверных решений по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Приблизит ли нас этот шаг к эффективной системе господдержки или мы пройдем по замкнутому кругу и только понизим число степеней свободы в системе, не добившись искомой цели развития бизнеса?

Несколько важных уроков, которые нужно учитывать при переструктурировании системы господдержки бизнеса:

Урок первый. Изначально неверное целеполагание («рост числа МСП», «доля занятых в МСП в общей занятости» и т. п. не могут быть целевыми показателями) — необходимо ставить цели, отражающие степень удовлетворенности / рост эффективности бизнеса получателей поддержки, а не валовые статистические показатели.

Урок второй. Малые предприниматели или не знают о поддержке, или не верят в возможность ее получения — необходимо завоевать доверие МСП путем повышения открытости, информирования, вовлечения субъектов МСП в оценивание результатов господдержки

Урок третий. Поддержка в значительной степени направлена на воспроизводство самой инфраструктуры поддержки — финансирование институтов поддержки следует вести в зависимости от достигнутых ими результатов, необходима конкуренция между операторами за средства из госпрограммы. Создание супермонополии в лице ВЭБ — в нужную ли сторону шаг?

Урок четвертый. В процессе выработки политики господдержки бизнеса слабо учитываются позиции самих МСП и их представителей — объединений и ассоциаций. Необходимо включить в процесс выработки стратегий и дорожных карт по их реализации все группы интересов, прежде всего представителей разных групп бизнеса.

Урок пятый. Для предотвращения конфликтов интересов между различными участниками системы господдержки следует разнести функции выработки стратегии, оперативного сопровождения, мониторинга и оценки результатов между разными игроками (стратегия — МЭР с участием профильных ассоциаций, финансирование — ВЭБ и Ко, сопровождение — на конкурсной основе на управляющие компании, мониторинг и оценивание — неаффилированные с госорганами экспертные структуры).

Что важно учитывать из прошлого опыта, чтобы не наступать на грабли:

  • Льготное кредитование и гарантийная поддержка не работают: если мерами поддержки охвачено менее 10—15 % целевой группы, эффект от нее не значим!
  • Квоты в госзаказе для малого бизнеса — кратчайший путь к банкротству, если фирма не аффилирована с заказчиком!
  • Борьба за «обеление» ИП и самозанятых при отсутствии понятных выгод только загоняет их глубже в «тень»!
  • Поддержка экспорта как драйвер развития сектора эффективна в условиях небольшой экономики. В РФ экспортом продукции с высокой добавленной стоимостью могут заниматься немногие сотни МСП приграничных регионов и столицы!

Если помечтать, то…

…Целеполагание системы господдержки МСП на федеральном уровне должно быть следующим:

  • Всем категориям МСП — стабильность условий налогообложения (постоянно нарушая это требование, государство углубляет недоверие между собой и малым бизнесом).
  • Самозанятым — простые и стабильные условия налогообложения (пряник, и никакого кнута!).
  • Регионам — обучение и консультирование работников инфраструктуры по формированию адекватных условиям региона систем и программ поддержки, распространение лучшего опыта.
  • Бизнес-­ассоциациям — обучение и консультирование в области мониторинга и оценки эффективности программ поддержки (выращивать будущие кадры и структуры мониторинга и оценивания политики на местах).

…Критерии оценки эффективности системы господдержки должны быть такими:

  • МСП — участники тех или иных программ и мероприятий — должны демонстрировать улучшение соответствующих показателей по сравнению с аналогичными МСП, не получившими поддержки. Если этого не происходит, значит, инструмент не работает!
  • Данные мониторингов МСП должны демонстрировать рост удовлетворенности по совокупности показателей эффективности сервисов (быстрота рассмотрения, издержки входа в систему/полезность полученной поддержки для решения производственно-­финансовых задач).

Если этого нет, то закрывать или реструктурировать соответствующее направление поддержки.

…Приоритеты системы господдержки на федеральном уровне видятся следующими:

  • Прозрачное законодательство, стабильное налогообложение, снижение административных барьеров, в том числе за счет цифровизации — снизит уровень неопределенности для субъектов МСП.
  • Создание системы мониторинга и оценивания успешности политики в области МСП — позволит выделить неэффективные меры поддержки и сосредоточить ресурсы там, где есть отдача.
  • Поддержка экспорта как драйвер развития сектора эффективна в условиях небольшой экономики. В РФ экспортом продукции с высокой добавленной стоимостью могут заниматься немногие сотни МСП приграничных регионов и столицы!

Если помечтать, то…

…Целеполагание системы господдержки МСП на федеральном уровне должно быть следующим:

  • Всем категориям МСП — стабильность условий налогообложения (постоянно нарушая это требование, государство углубляет недоверие между собой и малым бизнесом).
  • Самозанятым — простые и стабильные условия налогообложения (пряник, и никакого кнута!).
  • Регионам — обучение и консультирование работников инфраструктуры по формированию адекватных условиям региона систем и программ поддержки, распространение лучшего опыта.
  • Бизнес-­ассоциациям — обучение и консультирование в области мониторинга и оценки эффективности программ поддержки (выращивать будущие кадры и структуры мониторинга и оценивания политики на местах).

…Критерии оценки эффективности системы господдержки должны быть такими:

  • МСП — участники тех или иных программ и мероприятий — должны демонстрировать улучшение соответствующих показателей по сравнению с аналогичными МСП, не получившими поддержки. Если этого не происходит, значит, инструмент не работает!
  • Данные мониторингов МСП должны демонстрировать рост удовлетворенности по совокупности показателей эффективности сервисов (быстрота рассмотрения, издержки входа в систему/полезность полученной поддержки для решения производственно-­финансовых задач).

Если этого нет, то закрывать или реструктурировать соответствующее направление поддержки.

…Приоритеты системы господдержки на федеральном уровне видятся следующими:

  • Прозрачное законодательство, стабильное налогообложение, снижение административных барьеров, в том числе за счет цифровизации — снизит уровень неопределенности для субъектов МСП.
  • Создание системы мониторинга и оценивания успешности политики в области МСП — позволит выделить неэффективные меры поддержки и сосредоточить ресурсы там, где есть отдача.
  • Поддержка высокотехнологичных стартапов и МСП: через бывший Фонд Бортника софинансировать частный венчурный бизнес, а не сами стартапы.

…Целевыми группами господдержки на федеральном уровне должны быть:

  • Растущий средний бизнес. Необходимо содействие формированию цепочек, кластеров МСП вокруг «газелей» (через софинансирование технопарков) плюс передача технологий из вузов (софинансирование центров инжиниринга и акселераторов на базе вузов) плюс дуальное обучение (финансирование СПО, кадры рабочих).
  • Инновационные стартапы. Требуется софинансирование «длинными деньгами» частной венчурной индустрии под госгарантии (бывшая Корпорация МСП?).
  • В число целевых групп господдержки должно вой­ти социальное предпринимательство. Критически важно помогать краудсорсингу идей и краудфандингу стартапов (государственные гранты краудфандинговым платформам — бывший Фонд Бортника?).

…Роль ассоциированных с ВЭБ институтов видится такой:

  • Кредитор последней инстанции для программ коммерческих банков (бывший МСП-банк?).
  • Гарант по выпуску банковских ценных бумаг (секьюритизация кредитов — бывшая Корпорация МСП?).
  • Эмиссия и размещение целевых ценных бумаг на финансирование поддержки МСП (ВЭБ?).

Наконец, важнейшим принципом системы государственной поддержки бизнеса должен стать принцип «Разные регионы — разные цели!». Мы сегодня имеем очень разные региональные экосистемы предпринимательства, которые требуют тонкой настройки системы господдержки, вплоть до разработки разных моделей поддержки для разных типов субъектов РФ.

Таблица 1. Матрица условий и уровня развития МСП в регионах

Приоритетами государственной поддержки МСП в большинстве субъектов РФ могут стать:

  • Предпринимательское образование и обучение предпринимательству в средней и высшей школе на базе сотрудничества вузов и бизнес-­ассоциаций.

    Формами поддержки здесь могли бы стать гранты на создание инновационной инфраструктуры в опорных вузах и привлечение менторов и бизнес-­коучей, в том числе в онлайн-­режиме, целевое обучение специалистов в области менеджмента инновационной инфраструктуры вузов (бизнес-­инкубаторы и акселераторы и т. п.).

  • Формирование позитивного имиджа МСП в глазах общества (истории успеха, конкурсы бизнес-идей и бизнес-­планов и т. п.) и повышение уровня готовности включиться в создание собственного бизнеса.

    Возможные формы поддержки — гранты региональным массмедиа, в том числе бизнес-­медиа и блогерам, продвигающим успешные кейсы и идеи частного предпринимательства.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: