| Том 3. Выпуск 1—2
Однополые союзы: некоторые особенности
Ломакин Илья Валерьевич
стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р. ф. Инглхарта, НИУ ВШЭ; редактор-переводчик, Всероссийский центр изучения общественного мнения
Интимная гомосексуальная пара — явление относительно новое. Как сложились практики постоянного партнерства, сожительства и брака в однополых союзах? Одна из точек зрения предлагает обратиться к важному сюжету квир-истории западных обществ (в первую очередь США) — старту эпидемии СПИДа в 1981 году. Именно гомосексуальные мужчины, часто ведшие крайне интенсивную половую жизнь [1] (в этом контексте интересно вспомнить изначальное значение англоязычного слова gay — веселый, беззаботный, ничем не обремененный), стали первыми жертвами быстро распространявшейся болезни, которую поначалу даже называли «раком геев» (gay cancer) [2]. Одно из исследований нью-йоркских геев начала 1990-х годов установило, что около трети опрошенных потеряли близкого друга или партнера из-за СПИДа [3]. Эпидемия сильно поменяла ЛГБТ-, и в первую очередь гей-сообщество. Под ее воздействием выросла сексуальная тревожность: гомосексуалы вынуждены были стремительно менять свои сексуальные практики, стремясь сделать секс максимально безопасным и защищенным. Помимо множества психологических изменений, в таких условиях усилился акцент на верности как одной из основных ценностей в отношениях. Стабильные партнерские отношения и моногамия становились особо ценными, желанными, в то время как не так давно казавшиеся привлекательными «радикальный секс» и круговорот партнеров начали подвергаться критике [4].
Стабильность, уровень удовлетворенности и благополучия
Сожительствующие лесбийские и гей-пары в целом чаще расходятся, нежели женатые гетеросексуалы, поскольку зачастую не видят перед собой институциональных барьеров: социальных, религиозных, правовых. Отсутствие таких барьеров сопряжено и с недостатком как институциональной, так и любой другой поддержки (в том числе и со стороны близких), что особенно верно для России. К таким выводам приходят психологи и социологи семьи, основываясь на долгосрочных наблюдениях за однополыми союзами. В частности, исследование Джонатана Мора и Рут Фассингер подтвердило влияние гомофобных условий на качество взаимоотношений и, как следствие, на удовлетворенность партнеров: респонденты, менее озабоченные своей гомосексуальностью и негативным отношением общества к себе, оценивали качество своих взаимоотношений выше, и наоборот [5]. Авторы отмечают, что эти выводы более справедливы для геев, объясняя результаты тем, что социальное осуждение мужской гомосексуальности сильнее, нежели женской.
Такая ситуация особенно актуальна для стран, в которых отсутствует правовая база для юридического закрепления однополого партнерства. К примеру, даже несмотря на то, что российские ЛГБТК+ сегодня имеют возможность «цивилизованно», через специализированные агентства, заключить брак в Дании, Португалии или Мексике [6], в России он признан не будет: при прочих равных подобные союзы признаются лишь в странах, обеспечивших своим гражданам брачное равенство. Так пропадает еще одна сдерживающая нить. Исследования подтверждают, что для однополых пар формально заключенный брак обеспечивает эмоциональное здоровье и удовлетворенность текущими взаимоотношениями, что позволяет говорить о более высоком качестве таких взаимоотношений, большем благополучии [7]. Нелишним здесь будет и напоминание о том, что брак несет целый ряд правовых возможностей для партнеров, а в его отсутствие два фактически близких человека с юридической точки зрения остаются друг другу никем. Это влечет за собой много сложностей в случае тяжелой болезни или смерти одного из партнеров, расставания, раздела совместно нажитого имущества и т. п.
Существуют также своего рода стереотипы, состоящие в том, что гомосексуальные пары не могут построить крепкого союза. Эмпирические данные этот тезис опровергают. Впечатляющим представляется то, что в условиях дискриминации и отсутствия поддержки государственных институтов, доступной гетеросексуалам, однополые пары, пусть и намного реже, но все-таки способны выстраивать достаточно долгосрочные отношения. Крупное демографическое исследование, изучавшее lesbigay-население Калифорнии, фиксировало, что длительность отношений между партнерами, зарегистрировавшими свое сожительство, оказалась больше, чем между теми, кто этого не делал [8]. Важным фактором долгосрочности гомосексуальных партнерств является их выстроенность на эмоциональной сплоченности, любви, поддержке, эмпатии, общих интересах и ценностях [9].
Под одной крышей: распределение обязанностей и конфликты
В любом сожительствующем союзе — гетеро- или гомосексуальном, — по умолчанию или договариваясь, партнеры утверждают, что каждый должен вносить свой вклад. Таким образом, возникает вопрос: «Who does what?» Западные исследования утверждают, что вследствие специфики распределения каких бы то ни было ролей в однополых союзах разделение домашнего труда у геев и лесбиянок само по себе намного более гибкое. Партнеры стремятся распределять объемы работы в соответствии со своими возможностями и предпочтениями, причем часто так, чтобы каждый из них выполнял равное количество различных видов деятельности. Также известно, что геям больше свойственно разделение обязанностей при условии закрепления за тем или иным партнером определенного спектра обязанностей (то есть происходит своего рода специализация партнеров), в то время как лесбиянки стремятся разделять между собой каждый род деятельности [10]. Есть, однако, российские исследования, отмечающие «прослеживающееся влияние гетеронормативной среды»: гомосексуальные пары могут называть друг друга в бинарных категориях по типу «муж/жена» или «он/она», а «распределение домашних обязанностей и труда [может] выстраиваться по „традиционному сценарию“» [11].
В большинстве семей геев и лесбиянок отсутствует модель одного кормильца, то есть оба партнера работают, что обеспечивает определенный уровень их экономической независимости. Безусловно, доминирование одного из супругов в семейных делах, обеспеченное более высоким уровнем дохода, образования, старшим возрастом и т. д., может иметь место (особенно в гей-парах) [12], однако определенно, что в гомосексуальных сожительствах существует более выраженная, чем у гетеросексуалов, установка на равное распределение домашнего труда. Кроме того, подобная модель балансирования между нуждами всех и возможностями каждого остается рабочей и когда у однополой пары появляются дети: обязанности по уходу за ребенком тоже распределяются наиболее справедливым образом [13]. Важно заметить, что даже в России «гомосексуальные пары хотят иметь детей не меньше, чем гетеросексуальные, только для первых это сложнее реализовать» [14]. При этом социальную поддержку гомосексуальные пары зачастую получают больше от друзей, нежели от родственников, отношения с которыми ввиду гомофобии могут быть сильно ограничены или вовсе разорваны [15]. Для таких союзов друзья порой оказываются «единственным источником внешнего подтверждения статуса пары» [16].
Проблемы и разногласия неизбежны в любых тесных взаимоотношениях, и можно утверждать, что корни конфликтов в гомосексуальных партнерствах по сути те же, что и в гетеросексуальных. Так, внутрисемейные трудности возникают из-за религиозных, расовых, этнических, социально-экономических различий, а также из-за проблем на работе, денежных затруднений, разногласий с родственниками и т. д. [17] В одном из исследований выделялись наиболее конфликтные сферы у лесбийских и гей-пар, куда вошли стиль вождения автомобиля, секс, чрезмерная критичность партнера, а также уже упоминавшиеся вопросы распределения домашних обязанностей и финансов [18].
Конечно, существуют и поводы конфликтов, свойственные лишь однополым парам. Например, возникающие из-за негативного отношения общества к гомосексуальности споры между партнерами о степени публичности отношений между ними. Или недоверие и ревность, связанные с тем, что геи и лесбиянки, расставаясь с предыдущими партнерами, не рвут связи друг с другом, как это зачастую делают гетеросексуалы, а продолжают общаться и даже помогать друг другу [19].
Разрешение конфликтов между партнерами одного пола, которые и мир видят в относительно схожем ракурсе, оказывается более легким. Некоторые исследователи даже делали предположение, что отношения гомосексуальных и гетеросексуальных партнеров могут работать на разных принципах [20]. Дело в том, что в конфликте внутри пары, состоящей из мужчины и женщины, инициатор занимает позицию с выдающимися элементами властности и влияния: один партнер предъявляет требование, а другой — отступает. Гомосексуалам же удается спорить более эффективно и конструктивно — возможно, благодаря уже упомянутому выше стремлению к равноправию в союзе, компромиссам, а также отсутствию ориентации на некие гендерные предписания.
В поисках партнера
Примечательно, что при поиске потенциального партнера геи и лесбиянки обращают внимание в основном на те же характерные черты, что и гетеросексуалы. При этом имеют место половые различия: так, мужчины (гомо- и гетеросексуальные), формулируя в объявлениях о поиске партнера свои интересы, делали акцент на внешней привлекательности, в то время как женщины (гомо- и гетеросексуальные) — на личностных характеристиках [21]. Подобное различие на генеральной совокупности фиксировали и массовые опросы [22].
Психологи из Университета Миссури в Сент-Луисе Дин Клинкенберг и Сюзанна Роуз исследовали [23] как гипотетические, так и фактические сценарии свиданий у гомосексуальных мужчин и женщин, выявив, что по последовательности событий они мало чем отличаются от свиданий у гетеросексуалов. Больше половины упомянутых действий у геев и лесбиянок сходятся между собой: это, например, обсуждение планов, более глубокое знакомство через разговор, посещение мероприятия (концерт, кинотеатр и т. п.), ужин и инициирование физического контакта. И те, и другие нервничают перед свиданием.
Обнаружились, однако, и достаточно важные различия. Так, сценарии у геев оказались более ориентированы на сексуальный контакт и меньше на интимную близость, нежели у лесбиянок: около 48 % мужчин указывали на наличие сексуального контакта уже на первом свидании (против 12 % среди женщин). Подобный сдвиг в сторону сексуального сценария отмечали и исследователи из Высшей школы экономики, изучавшие молодых гомосексуальных мужчин и зафиксировавшие, что те, говоря о своих постоянных практиках, рассказывали, что по преимуществу «ищут [в мобильных приложениях для знакомств] человека с целью удовлетворить свои „потребности“», а случаи развития «серьезных отношений» называли единичными [24]. Впрочем, методология и выборка данного исследования, в сравнении с вышеупомянутой статьей американских коллег, представляются существенно более ограниченными.
В целом установлено, что, несмотря на большие сходства со сценариями гетеросексуалов, в отличие от последних, геи и лесбиянки неохотно примеряют на себя специфические гендерные роли во время свидания, придерживаясь более сбалансированного распределения власти в выстраивающихся отношениях.
Вместо заключения
Представьте себе, что вы вынуждены скрывать от окружающих, что у вас есть семья: любимый человек, а возможно и дети. Представьте, что не можете поделиться с коллегами впечатлениями о совместно проведенных на природе выходных или просто забавным случаем из личной жизни. Представьте, что не можете позволить себе выложить в социальных сетях совместные фотографии из отпуска на море. Представьте, что живете «на чемоданах» и в постоянном страхе, что у вас отберут вашего ребенка. Такова повседневная реальность однополых семей в современной России, в 2022 году.
Несмотря на то, что российское общество в зеркале опросов общественного мнения еще не так давно показывало тенденции к либерализации отношения к гетероненормативным сексуальностям [25], в последние годы, с принятием нашумевших поправок (о «пропаганде» гомосексуальности) в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также закреплением в Конституции РФ положения об «институте брака как союзе мужчины и женщины» (п. «ж.1» ч. 1 ст. 72), был дан старт новому витку фактически санкционированным государством гомофобии, трансфобии и бифобии. Возросло не только общественное давление на представителей ЛГБТ+ или внимание СМИ к данной социальной группе [26], но и выросло количество реальных, поражающих своей жестокостью уголовных преступлений на почве ненависти, что фиксируют социологи права [27]. При этом опросные данные показывают, что более чем три четверти россиян (77 %) лично даже не знакомы с гомосексуалами [28]. В этом контексте интересен вывод социолога Александра Кондакова о том, что «у большинства россиян вообще нет никакого мнения по поводу гомосексуальности, а высказывание относительно конкретного вопроса формулируется каждым респондентом в момент его постановки» [29] полстерской компанией и сильно зависит от того, как сформулирован сам вопрос. Как результат, массовое отсутствие индивидуального опыта общения и взаимодействия с негетеросексуальными людьми создает благоприятные условия для разного рода манипуляций.
Время от времени не без помощи «блюстителей нравственности» в СМИ разгораются скандалы, которые при нынешнем положении дел, как правило, приводят к одному и тому же исходу: оказавшиеся в центре внимания ЛГБТ-пары и семьи рано или поздно уезжают из страны. Так, например, случилось с семьей Юмы, подвергшейся травле после участия в рекламной кампании сети «Вкусвилл» [30], или с парой Андрея и Евгения, воспитывавших двух приемных детей и вынужденных срочно эмигрировать из страны из-за преследования [31]. При таких, мягко говоря, нелегких условиях существования невольно возникает вопрос о том, как вообще возможны однополые семьи в стране, не обеспечившей своим гражданам брачное равенство и выносящей отдельную социальную группу — причем достаточно многочисленную [32], — за скобки, лишая ее полноценного гражданского статуса [33].
Довольно трудно ответить на этот вопрос, основываясь только на данных стран, где однополые союзы в той или иной форме регистрируются, а опросы общественного мнения показывают относительно высокие показатели толерантности. Что же касается исследований ЛГБТК+ в России, то в последние годы в центре их внимания в основном оказываются разные аспекты публичной (активистской) деятельности сообщества, а исследования внутренней структуры и особенностей гомосексуальных партнерств в России можно сосчитать по пальцам. Их сфера приватного по-прежнему остается в слепом пятне.
В условиях негативного информационного фона особенно трудно писать и рассуждать о жизни пар, вынужденных претерпевать море ограничений, о которых подавляющее большинство населения никогда даже не задумается. Но ведь все, что не убивает, делает сильнее. Несмотря на все сложности, в России, как и во всем мире, неизбежно меняются модели семейно-брачных отношений, возникают новые семейные практики, а среди молодых страт населения сегодня фиксируется все более толерантное отношение к гомосексуальности и однополым бракам.
[1] Как отмечает Игорь Кон, «одно из главных общих отличий мужской сексуальности от женской состоит в ее экстенсивности и инструментальности: мужчины имеют значительно больше сексуальных партнеров, чаще меняют их, легче вступают в случайные, безлюбовные связи и т. д. Это имеет под собой как социальные (господствующее положение мужчин), так и биологические основания. По этому чисто количественному критерию (количество и сменяемость партнеров) мужчины-гомосексуалы оставляют далеко позади даже самых завзятых гетеросексуальных донжуанов» (Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. M. : Астрель : АСТ, 2003. С. 418).
[2] Сегодня этот исторический период довольно пристально исследуется в западной популярной культуре. Сериал «Это грех» (It’s a Sin, 2021), телефильм «Обыкновенное сердце» (The Normal Heart, 2014) или оскароносный «Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club, 2013) — пожалуй, одни из самых ярких примеров данного тренда.
[3] Patterson C. J. (2000) Family Relationships of Lesbians and Gay Men. Journal of Marriage and Family. Vol. 62. No. 4. P. 1054.
[4] Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. M. : Астрель : АСТ, 2003. С. 302—304.
[5] Mohr J. J., Fassinger R. E. (2006) Sexual Orientation Identity and Romantic Relationship Quality in Same – Sex Couples. Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 32. No. 8. P. 1095.
[6] См., например: Равный брак. URL: https://ravnyibrak.com/ (дата обращения: 12.02.2022).
[7] Fingerhut A. W., Maisel N. C. (2010) Relationship Formalization and Individual and Relationship Well–being among Same–Sex Couples. Journal of Social and Personal Relationships. Vol. 27. No. 7. P. 965.
[8] Carpenter C., Gates G. J. (2008) Gay and Lesbian Partnership: Evidence from California. Demography. Vol. 45. No. 3. P. 584—585.
[9] Нартова Н. Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания // Семейные узы: модели для сборки. Кн. 1. М. : Новое литературное обозрение, 2004. С. 314.
[10] Kurdek L. A. (1993) The Allocation of Household Labor in Gay, Lesbian, and Heterosexual Married Couples. Journal of Social Issues. Vol. 49. No. 3. P. 136.
[11] Егорова Н., Шорыгин Е. (2020) Партнерство, семья и родительство в нарративах незарегистрированных пар // Журнал исследований социальной политики. Т. 18. № 2. С. 244.
[12] Peplau L. A., Beals K. P. (2004) The Family Lives of Lesbians and Gay Men. In: Vangelisti A. L. (ed.) Handbook of Family Communication. Mahvah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. P. 240.
[13] Patterson C. J. (1995) Adoption of Minor Children by Lesbian and Gay Adults: A Social Science Perspective. Duke Journal of Gender Law & Policy. Vol. 2. No. 1. P. 204—205.
[14] Егорова Н., Шорыгин Е. (2020) Партнерство, семья и родительство в нарративах незарегистрированных пар // Журнал исследований социальной политики. Т. 18. № 2. С. 247.
[15] Kurdek L. A. (2004) Are Gay and Lesbian Cohabiting Couples Really Different from Heterosexual Married Couples? Journal of Marriage and Family. Vol. 66. No. 4. P. 891.
[16] Нартова Н. Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания // Семейные узы: модели для сборки. Кн. 1. М. : Новое литературное обозрение, 2004. С. 314.
[17] Patterson C. J. (2000) Family Relationships of Lesbians and Gay Men. Journal of Marriage and Family. Vol. 62. No. 4. P. 1054.
[18] Kurdek L. A. (1994) Areas of Conflict for Gay, Lesbian, and Heterosexual Couples: What Couples Argue about Influences Relationship Satisfaction. Journal of Marriage and the Family. Vol. 56. No. 4. P. 932.
[19] Ibid.
[20] Gottman J., Levenson R., Swanson C., Swanson K., Tyson R., Yoshimoto D. (2003) Observing Gay, Lesbian and Heterosexual Couples’ Relationships: Mathematical Modeling of Conflict Interaction. Journal of Homosexuality. Vol. 45. No. 1. P. 83—88.
[21] Peplau L. A., Spalding L. R. (2000) The Close Relationships of Lesbians, Gay Men and Bisexuals. In: Hendrick C., Hendrick S. S. (2000) Close Relationships: A Sourcebook. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. P. 113.
[22] Как россияне строят крепкие отношения // ВЦИОМ. 2020. 14 февраля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kak-rossiyane-stroyat-krepkie-otnosheniya (дата обращения: 11.02.2022).
[23] Klinkenberg D., Rose S. (1994) Dating Scripts of Gay Men and Lesbians. Journal of Homosexuality. Vol. 26. No. 4. P. 23—35.
[24] Литвинова Л., Иванченков А. Специфика знакомств среди гей–молодёжи: кейс Москвы. Учебное исследование. М. : Высшая школа экономики, 2016. С. 11—12.
[25] Кон И. Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 4. С. 59—69.
[26] Например, историк Ирина Ролдугина полагает, что «именно российские СМИ сыграли ключевую роль в сознательном нагнетании атмосферы ненависти к ЛГБТ». См. подробнее: Ролдугина И. Российская гомофобия: история производства // Colta.ru. 2016. 26 августа. URL: https://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/12008-rossiyskaya-gomofobiya-istoriya-proizvodstva (дата обращения: 12.02.2022).
[27] Шторн Е. Убийства негетеросексуалов на почве ненависти (анализ материалов судебных решений) // Социология власти. 2018. № 1. С. 60—78.
[28] Отношение к сексменьшинствам // Фонд «Общественное мнение». 2019. 13 июня. URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14220 (дата обращения: 12.02.2022).
[29] Кондаков А. Гомосексуальность и общественное мнение в России: от негативных оценок до безразличия // Демоскоп Weekly. 2013. 2—15 сентября. № 565—566. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0565/analit05.php (дата обращения: 12.02.2022).
[30] Семья из рекламы Вкусвилла: жизнь до и после травли // YouTube: Карен Шаинян. 2021. 4 августа. URL: https://youtu.be/apA60ymuaF4 (дата обращения: 12.02.2022).
[31] Голунов И. «Была жизнь. А теперь жизни нет» // Meduza. 2019. 12 августа. URL: https://meduza.io/feature/
2019/08/12/byla-zhizn-a-teper-zhizni-net (дата обращения: 12.02.2022) (данный материал создан и распространен средством массовой информации, признанным выполняющим функции иностранного агента).
[32] По оценкам политолога Дмитрия Толкачева, проводившего онлайн-опрос российских гомосексуалов, основанный на невероятностной выборке, «российская доля ЛГБТ может составлять около 10 % всего населения». См. подробнее: Толкачев Д. Особенности исследований сексуальной ориентации: демографические характеристики российских гомосексуалов // Демографическое обозрение. 2021. Т. 8. № 3. С. 74—95.
[33] Кондаков А. Человек и гражданин: сексуальность как способ конструирования гражданственности в России // Неприкосновенный запас. 2012. № 5. С. 249—258.
Мы в соцсетях: