Расширенный комментарий

| ТОМ 3. ВЫПУСК 10—11(22)

Платформенная занятость и фриланс в эпоху перемен

Стребков Денис Олегович

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, НИУ ВШЭ

С началом военных действий на территории Украины в феврале 2022 года и введением западными странами санкций против России фрилансеры, наряду со многими другими группами населения, оказались в сложной ситуации, столкнулись с разнообразными трудностями. Раньше нам всем казалось, что благодаря широчайшему распространению мобильных устройств, информационных технологий и проникновению интернета даже в глухие уголки России мы живем в одной большой «глобальной деревне», как это виделось Маршаллу Маклюэну еще в середине XX века. В этом удивительном мире, где значительная часть всех процессов и взаимодействий перенесена в виртуальное пространство, совершенно не важно, в каком месте ты территориально находишься. Не составляет большого труда заказать товары из другой страны или найти за рубежом человека, который поможет тебе выучить иностранный язык. У тебя есть полный доступ к любому программному обеспечению, которое ты можешь оплатить, а сама оплата происходит практически мгновенно с твоей банковской карты. Среди фрилансеров на протяжении многих лет активно происходила виртуальная миграция: люди продолжали жить там же, где они жили всегда, но работу они находили не на локальных рынках, а в компаниях и у частных лиц, находящихся в других регионах страны или даже в других государствах. Сформировавшиеся в результате этих процессов рынки удаленной работы представляли собой в чистом виде глобальные экономические образования, функционирующие поверх ­каких-либо региональных и даже государственных границ. Казалось, что так будет продолжаться всегда и мы семимильными шагами движемся к обществу всемирного благоденствия.

Среди российских (и в целом русскоязычных) фрилансеров год от года росло число людей, работающих с зарубежными партнерами, в том числе проживающими и за пределами стран бывшего СССР. Так, данные онлайн-­опроса независимых профессионалов, проведенного нами в 2019 году на крупнейшей российской бирже удаленной работы FL.ru, показали, что каждый четвертый фрилансер (24 %) хотя бы раз в течение последнего года сотрудничал с заказчиками из стран дальнего зарубежья — Европы, США, Китая и т. д. Результаты по другому вопросу демонстрировали сходную картину: в период с 2009 по 2019 год доля фрилансеров, зарегистрированных на зарубежных биржах удаленной работы (Upwork.com, Freelancer.com и др.), среди участников нашего исследования выросла в три раза (с 10 % до 30 %)! При этом чаще остальных на зарубежных платформах были зарегистрированы специалисты, занимающиеся программированием (54 %), разработкой и поддержкой веб-сайтов (42 %), переводами текстов (38 %), дизайном и графикой, а также созданием аудио- и видеоматериалов (по 33 %). И, напротив, заметно реже остальных имели возможность выходить на англоязычный рынок копирайтеры (20 %) и профессионалы в области деловых услуг (рекламы, маркетинга, консалтинга и т. п.) (25 %).

Начиная с февраля 2022 года у фрилансеров одна за другой стали возникать проблемы, некоторые из которых им удалось преодолеть довольно быстро, а другие до сих кажутся трудноразрешимыми. Уже 7 марта крупнейшая глобальная фриланс-­биржа Upwork объявила о приостановке работы в России и Беларуси. «С сегодняшнего дня мы приостанавливаем доступ к вашему аккаунту Upwork, потому что наши сведения указывают на то, что вы находитесь в одной из этих стран», — говорилось в письме, которое получили пользователи. Россияне и белорусы лишились возможности создавать новые аккаунты, а все существующие профили пропали из поиска. Компания предупредила, что до 1 мая 2022 года все активные контракты с исполнителями из этих стран должны быть завершены. Но при этом уточнялось, что если фрилансер сменит место жительства, то доступ к платформе ему восстановят. В результате некоторые фрилансеры добровольно или вынужденно переехали в другие страны. Сложно говорить о масштабах этого явления, поскольку никто не вел такой статистики, но, по-видимому, речь идет о тысячах человек, причем в большинстве своем это люди хорошо профессионально подготовленные и востребованные западными заказчиками. Как и в случае наемных работников, речь идет прежде всего об IT-специалистах. Находясь за рубежом, они смогли продолжать работать в качестве фрилансеров на российских заказчиков и в то же время не подвергаться западным санкциям.

В конце сентября 2022 года, после объявления в России частичной мобилизации, началась вторая большая волна эмиграции фрилансеров в страны ближнего и дальнего зарубежья. В отличие от людей, занятых по найму, фрилансеры не могли рассчитывать на бронь от организации, поэтому многие из них, особенно те, кто прошел срочную службу в армии, оказавшись в уязвимом положении, решили не рисковать, не испытывать судьбу. Ведь именно молодые мужчины, окончившие ВУЗ, составляют костяк всех российских фрилансеров. Но, с другой стороны, военкому проще выйти на штатных сотрудников, вынужденных каждый день ходить на работу в офис, нежели на фрилансеров, которые могут жить где угодно — на съемной квартире, в деревне, на даче. Поэтому свободная занятость в этом отношении имеет некоторые преимущества.

Другой большой проблемой для фрилансеров стали ограничения, наложенные на российские банки в плане межграничных денежных переводов и платежей по картам. Многие профессионалы использовали зарубежное программное обеспечение или специальные онлайн-­сервисы по подписке, которые стало невозможно оплачивать традиционным способом. В ряде случаев специалистам пришлось переходить на российские аналоги либо использовать «пиратские» версии продуктов, нужно было установить программу VPN, чтобы иметь доступ к зарубежным ресурсам. Фрилансеры, работающие с зарубежными заказчиками, стали искать альтернативные способы получения от них денежных средств. В результате использовались самые разные обходные схемы, начиная от помощи друзей и знакомых, проживающих за рубежом, и заканчивая переходом на криптовалюту и покупкой неименных зарубежных банковских карт на фиксированную сумму. Колебания валютного курса в феврале и марте 2022 года и возникшая вследствие этого неопределенность привели к тому, что некоторые фрилансеры понесли существенные финансовые потери при совершении обменных операций с долларом и евро или неудачной фиксации с контрагентами суммы сделки на ту или иную дату.

Все эти технические сложности, пусть и с некоторыми усилиями, но преодолимы. Однако на первое место я бы ­все-таки поставил проблему, связанную с разрывом долгих, устоявшихся социальных отношений между фрилансерами и заказчиками, поскольку, на мой взгляд, такие разрывы с психологической точки зрения оказывают наиболее тяжелый эффект на обе стороны. Люди, у которых сложились разные точки зрения относительно ситуации на Украине, одномоментно становятся врагами и не желают иметь друг с другом ничего общего. Так, некоторые зарубежные партнеры, выражая поддержку Украине, прекращали поддерживать отношения и разрывали контракты со своими российскими контрагентами — не по профессиональным, а по сугубо политическим мотивам.

После 2014 года мы уже наблюдали, как постепенно сократилась на российских онлайн-­платформах доля пользователей из Украины — с 26 % до 17 %. И это уменьшение произошло в первую очередь за счет низкого притока новичков, а не за счет оттока старых пользователей. Так, по данным опроса 2019 года, среди респондентов, ставших фрилансерами до 2014 года, доля украинцев составляла 20 %. А вот среди тех, кто пришел во фриланс в 2014 году и позже, жители Украины составляют лишь одну десятую (11,5 %), то есть приток новых пользователей сократился почти в два раза по сравнению с тем, каким он был до начала политического кризиса. Сейчас, вероятно, эти процессы поляризации будут продолжаться и даже усугубляться.

В то же время, на мой взгляд, несмотря на все санкции, технические и юридические сложности и ограничения, распространение цифровых технологий на российском рынке труда невозможно остановить. Вероятно, темпы снизятся, но данный процесс продолжится — люди быстро привыкают к хорошему. Потенциал роста у российского рынка фрилансерских услуг далеко еще не исчерпан. Число самозанятых профессионалов значительно выросло в период глобального финансового кризиса 2008 года, заметно увеличилось в период пандемии COVID-19 в 2020—2021 годов, и новый кризис также открывает для людей, которые стремятся к самостоятельности и независимости на рынке труда, новые горизонты и возможности.

В сентябре 2022 года в Издательском доме НИУ ВШЭ вышла большая монография «Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости» [1], над которой мы с Андреем Шевчуком работали около двух лет. В этой книге подводится своеобразный итог наших многолетних исследований русскоязычных фрилансеров на этапе зарождения и развития этого вида занятости в России, начиная с середины 2000-х годов. Мы определяем фрилансеров как независимых профессионалов, занятых преимущественно интеллектуальным трудом и оказывающих услуги на основе интенсивного использования информации, знаний и творческих способностей. Эти люди не являются сотрудниками организаций и не включены в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализуют трудовые услуги на рынке различным клиентам, обладая высоким уровнем трудовой автономии.

Основным источником эмпирических данных является «Перепись фрилансеров» — онлайн-­опрос, который был проведен по единой методологии на крупнейшей русскоязычной бирже удаленной работы FL.ru в 2009, 2011, 2014 и 2019 годах. Десятилетний период наблюдения и охват нескольких десятков тысяч респондентов делают наши данные уникальными для исследований подобного рода не только в России, но и в мире. В 2010 и 2020 годах мы также провели по похожей методологии онлайн-­опросы заказчиков, чтобы взглянуть на рынок удаленной работы с другой стороны, представляющей спрос на услуги фрилансеров. Дополнительно в нашем распоряжении имелись материалы нескольких сотен глубинных интервью с фрилансерами и заказчиками и «большие данные» о пользователях FL.ru, собранные методом веб-скрейпинга в 2020 году.

Рассматривая самостоятельную занятость независимых профессионалов, работающих удаленно через интернет, как новое явление на российском рынке труда, мы пытаемся осветить максимально широкий круг вопросов. Сколько фрилансеров в России, каковы их основные социально-­демографические характеристики, где они живут, как работают и сколько зарабатывают? Каким образом приходят к свободной занятости, каковы их трудовые ценности и мотивация? Надолго ли они задерживаются во фрилансе и насколько устойчиво их положение на рынке удаленной работы? Как фрилансеры в отсутствие навязанного сверху трудового распорядка самостоятельно организуют свою трудовую деятельность и планируют рабочее время?

Читатели книги смогут узнать, какие каналы и инструменты фрилансеры используют для поиска заказчиков, по каким критериям они их выбирают. Очень часто они работают «в тени», то есть официально не регистрируют свою занятость, не заключают формальные договоры и не платят налоги. Поэтому интересно понять, как организуется и регулируется взаимодействие между фрилансерами и заказчиками в условиях виртуальных взаимодействий и слабого правового регулирования, а также каковы масштабы и формы оппортунизма на рынке. Мы попытались разобраться, в чем в целом состоят возможности и риски свободной занятости и каковы дальнейшие перспективы развития фриланса в России.

Эмпирические данные позволяют не только ответить на эти и многие другие вопросы, но и проследить, как менялся портрет фрилансера на протяжении целого десятилетия. В книге мы фиксируем и детально описываем значимые изменения, которые произошли в 2010-х годах в социально-­демографическом и профессиональном составе фрилансеров, а также формальных и неформальных принципах функционирования рынка удаленной работы, демонстрирующие активное освоение инновационной трудовой практики все более широкими слоями российских работников и высвечивающие острые проблемы на этом пути. Мы пытаемся разобраться с тем, каков же баланс положительных и негативных аспектов деятельности независимых профессионалов, что здесь перевешивает и почему, насколько в настоящее время они в целом удовлетворены своей работой и жизнью. И, подводя своеобразный итог всему сказанному в книге, мы определяем ключевые факторы успеха, повышающие шансы фрилансеров оказаться победителями в чрезвычайно сложной и высококонкурентной борьбе за лучших заказчиков, за долгосрочные и высокооплачиваемые проекты. А также выясняем, какие факторы и действия фрилансеров могут, наоборот, практически гарантированно привести их к неудаче.


[1] Стребков Д. О., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. URL: https://publications.hse.ru/books/749978817.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: