| ТОМ 3. ВЫПУСК 12 (23)

Привлекательность получения высшего образования за рубежом в разных странах СНГ

Кузнецов Роман Сергеевич

младший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; руководитель Исследовательского центра «Дискурс»; исполнительный директор Международной ассоциации исследовательских агентств «Евразийский монитор»

Выбор образовательного пути обычно обусловлен социально-экономическими, институциональными, и психологическими факторами. когда же речь идет о получении образования в другой стране, набор таких факторов заметно пополняется, значение приобретают экономический, политический и культурный контексты принимающего государства, наличие или отсутствие у него богатого исторического опыта и профессиональных кадров в сфере образования, особенности миграционной политики и перспектив трудоустройства. Поэтому понимание того, как молодежь разных стран относится к высшему образованию в странах ближнего и дальнего зарубежья, критически важно для повышения привлекательности российского образования, а в конечном счете — для развития интеллектуального потенциала России. Ряд важных выводов об образовательных предпочтениях российской молодежи и молодежи стран СНГ можно сделать по результатам межстрановых сравнительных исследований: «Интеграционный барометр ЕАБР — 2017» [1] (2017 г.), «Отношение населения стран СНГ к получению российской гуманитарной помощи» [2] (2021 г.), «Общественное мнение населения стран региона СНГ о российской гуманитарной помощи и вкладе в содействие международному развитию»[3] (в 2022 г.).

По результатам опроса «Интеграционный барометр ЕАБР — 2017» Россия была наиболее привлекательной страной для получения высшего образования для населения Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана — от четверти и более респондентов хотели получить образование в РФ сами или отправить туда на учебу своих детей (табл. 1). Для респондентов в Армении, Беларуси и Молдове обучение в России уступало по привлекательности другим странам. Значительная часть респондентов в странах СНГ и в России предпочли бы для обучения США, Великобританию, Германию, Францию. При этом россияне практически не рассматривали для получения образования страны постсоветского пространства. Опрошенные из Таджикистана и Казахстана отметили востребованность обучения в Китае, что обусловлено географической близостью стран. Под влиянием социокультурной близости и активной работы турецких властей жители Казахстана и Кыргызстана чаще других респондентов называли Турцию как страну для обучения.

Таблица 1. «В какую из перечисленных стран Вы лично хотели бы поехать на учебу, с образовательной целью? / В какую из перечисленных стран Вы хотели бы отправить на учебу своих детей?»[4] (2017 г., в %)

 

В 2021 году аналогичный вопрос про привлекательность обучения в различных государствах мира задавался в четырех странах (Молдове, Армении, Казахстане, Кыргызстане), в 2022 году — в трех (Армении, Казахстане, Кыргызстане). Результаты опросов демонстрируют сохранение западного вектора в предпочтениях стран для получения образования. В Кыргызстане и Казахстане практически вдвое увеличилось количество респондентов, желающих пройти обучение в Турции. Это говорит об эффективной гуманитарной политике Турции, которая пытается интегрировать некоторые страны в единое социокультурное пространство. Китай в 2022 году стал более привлекателен для респондентов из Кыргызстана и Казахстана. Показатели привлекательности российского образования в Казахстане незначительно сократились, в Кыргызстане — существенно выросли (табл. 2).

Таблица 2. «В какую из перечисленных стран Вы лично хотели бы поехать на учебу, с образовательной целью? / В какую из перечисленных стран Вы хотели бы отправить на учебу своих детей?» (2021 и 2022 гг., в %)

 

Обзор трех волн межстранового сравнительного исследования показывает сохранение привлекательности российского образования в среднеазиатских республиках. В ноябре 2021 года было проведено 20 экспертных интервью с представителями науки и образования из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Узбекистана. некоторые эксперты отметили, что качественное российское образование в технической и медицинской сферах являются следствием сохранения высокого уровня обучения, которое было заложено советской системой образования. Востребованность российского образования, по их мнению, рассматривается иностранными студентами с точки зрения их дальнейшего трудоустройства и проживания в России.

Встречной заинтересованности респондентов из России в образовании в странах СНГ нет, то есть нет оснований для кумулятивного эффекта от совместных образовательных программ. низкая информированность об образовательных услугах в странах СНГ и, напротив, высокая информированность об обучении на Западе, наличие множества западных стипендиальных фондов формируют однонаправленный образовательный поток учащихся из стран СНГ и России на Запад, показывают будущие перспективы и потенциал западных стран в интегрировании лучших молодых специалистов в свою экономику. Пример Турции показывает, как сфокусированная государственная политика в сфере привлечения иностранных студентов из культурно близких государств может значимо повысить желание населения из некоторых стран СНГ получить турецкое образование.

По результатам количественных опросов и экспертных интервью можно сделать вывод, что наметился нисходящий тренд в желании получить российское образование. Привлекательность образования в России для жителей стран СНГ строится на представлениях о качественном советском образовании, достижениях в науке и технике того исторического периода. Отсутствие международного целеполагания в современной российской системе образования и социокультурной интеграционной модели не позволяет эффективно реализовывать стратегию повышения привлекательности российского образования среди граждан СНГ.

 


[1] Летом 2017 года Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международное исследовательское агентство «Евразийский монитор» провели шестую волну измерения настроений населения стран СНГ в рамках проекта «Интеграционный барометр ЕАБР». Исследование включало общенациональные опросы в семи странах: Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане (не менее тысячи человек в каждой стране по репрезентативным национальным выборкам).

[2] В июле — сентябре 2021 года Международная ассоциация исследовательских агентств «Евразийский монитор» провела измерение настроений населения стран постсоветского пространства в рамках проекта «Отношение населения стран СНГ к получению российской гуманитарной помощи». Исследование включало проведение общенациональных опросов в пяти странах: Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане и Молдове (не менее тысячи человек в каждой стране по репрезентативным национальным выборкам). Вопросы по образованию задавались в четырех странах: Армении, Казахстане, Кыргызстане и Молдове.

[3] В августе — сентябре 2022 года Международная ассоциация исследовательских агентств «Евразийский монитор» в партнерстве с ВЦИОМ и Исследовательской группой ЦИРКОН провели измерение настроений населения стран постсоветского пространства в рамках проекта «Общественное мнение населения стран региона СНГ о российской гуманитарной помощи и вкладе в содействие международному развитию». Исследование включало проведение общенациональных опросов в восьми странах СНГ: Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане (не менее тысячи человек в каждой стране по репрезентативным национальным выборкам). Для сопоставления данных в статье вопрос получения предпочтительного образования анализировался по четырем странам: Армении, Казахстана, Кыргызстана и Молдовы.

[4] Интеграционный барометр ЕАБР—2017 (шестая волна измерений). СПб. : ЦИИ ЕАБР, 2017.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: