| ТОМ 4. ВЫПУСК 3-4 (25)

Проблемы на новом месте: что обсуждают российские эмигранты в чатах взаимопомощи?

Антонова Ксения Александровна

Преподаватель, факультет социальных наук НИУ ВШЭ

Дубровина Алина Дмитриевна

Студентка бакалавриата, кафедра социологии коммуникативных систем МГУ им. М. В. Ломоносова

Якимова Ольга Александровна

Кандидат социологических наук, и. о. руководителя Департамента издательских программ ВЦИОМ, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Новая волна российской эмиграции, стимулированная событиями 24 февраля 2022 года, представляет собой масштабный и динамичный процесс, широко освещаемый отечественными и зарубежными СМИ, а также исследуемый в академическом дискурсе. Количество человек, уехавших из России в прошлом году, в несколько раз превышает показатели за аналогичные периоды предыдущих лет: по разным данным, в 2022 году страну покинуло от 600[1] до 800[2] тысяч ее граждан.

Основываясь на материалах СМИ и личном опыте, группу уехавших можно описать следующим образом: это преимущественно молодые люди от 18 до 40 лет, с высшим образованием, активной жизненной и гражданской позицией, занятые квалифицированным, преимущественно интеллектуальным трудом; а следовательно, обладающие высоким уровнем человеческого капитала. Ощущая общность судьбы, с целью поддержки друг друга в адаптации к новым условиям жизни они создают цифровые сообщества взаимопомощи в мессенджерах и социальных сетях.

Вокруг чего строится самоорганизация цифровых сообществ новых эмигрантов? Каковы их основные потребности и проблемы, что важно для них перед переездом и что значимо после него, уже в другой стране? Каков эмоциональный фон их коммуникации? Поиск ответов на эти вопросы стал целью, которую мы поставили перед собой.

В качестве источника информации мы выбрали платформу Telegram, считающуюся флагманом применения современных технологий обмена и защиты информации, за счет чего она с каждым годом завоевывает все больше доверия пользователей (по данным ВЦИОМ — 31%). В 2022 году по популярности среди россиян Telegram занял четвертое место[3]. В прошлом году в мессенджере появились каналы и чаты помощи релокантам, созданные в том числе некоммерческими организациями. Один из крупнейших в этом контексте ― проект «Ковчег», возникший для поддержки российских эмигрантов, покинувших страну после начала СВО. В настоящее время «Ковчег» курирует и администрирует чаты в 39 регионах.

 Среди стран, принявших в прошлом году большое число россиян вследствие безвизового въезда (например, Казахстан, Турция, Грузия, Армения и др.), для анализа мы выбрали Грузию, которая выделяется возможностью безвизового пребывания на своей территории в течение 360[4] дней — самый долгий период среди вышеназванных государств. Исходя из этого мы предположили, что чат уехавших в Грузию наиболее полно репрезентирует основные вопросы и запросы эмигрантов, поскольку как активные, так и периферийные[5] участники сообщества оказываются включенными в него дольше.

Для выявления спектра ключевых проблем новых российских эмигрантов и тональности их коммуникации в динамике мы воспользовались: а) методом тематического моделирования на основе латентного размещения Дирихле (LDA) и б) сантимент-анализом на основе модели «маленький БЕРТ» (Tiny BERT). Для проведения тематического и сантимент-анализа мы выгрузили сообщения чата «Ковчег. Грузия»[6] за одиннадцать месяцев (с апреля 2022 по февраль 2023), включая даты публикации сообщений, что позволило структурировать полученный текстовый корпус (64,5 тыс. сообщений) по месяцам.

Тематика коммуникации

На основе полученных данных можно сделать вывод, что набор тем, обсуждаемых новыми российскими эмигрантами, традиционен для людей, переехавших на длительный срок в другую страну:

— поиск жилья (долгосрочная и краткосрочная аренда);

— поиск работы;

— осуществление банковских операций (обмен валюты, денежные переводы, открытие банковского счета и получение карты);

— уплата налогов;

— транспорт и перевозка (расписание транспорта, прохождение границы и таможенного контроля, перевоз багажа, отправка посылок);

— оформление документов (загранпаспорт, получение прописки, получение ВНЖ);

— медицинская помощь и обслуживание;

— обсуждение местных жителей (в контексте их отношения к приехавшим).

Интерес представляет ретроспективный анализ вышеназванных тематик, поскольку он демонстрирует их вариативность в зависимости от временно́го периода.

Так, в фокусе внимания сообщества чата на протяжении всего исследуемого периода стабильно присутствуют только две темы:

  1. вопросы, связанные с денежными операциями и банковским обслуживанием (где лучше оформить карту для денежных переводов, где выгодно обменять доллары на лари и пр.; при этом отмечается, что системы международных переводов «Корона» и «Юнистрим» оказались недостаточно удобными для регулярных денежных переводов из-за ограничения максимальной суммы);
  2. обсуждение опыта общения с местными жителями (делается акцент на их гостеприимстве — «добрые люди», готовые поделиться информацией и подсказать решение в бюрократических вопросах).

Весной (апрель — май) и в начале лета (июнь) 2022 года преимущественно обсуждались:

— особенности въезда в Грузию (перелет самолетом в Тбилиси/Батуми, прохождение паспортного контроля, необходимость ПЦР-тестов, правила перевоза багажа);

— поиск временного жилья (аренда квартиры на несколько дней или месяцев);

— начало поиска работы на новом месте жительства (преимущественно в Тбилиси, возможно, дистанционная работа);

— оформление документов для длительно легального нахождения на территории страны (ВНЖ).

Летом 2022 года актуализировались:

— поиск пунктов обмена валюты (потребность в наличных деньгах);

— поиск местных жителей для помощи/содействия в решении бюрократических проблем (оформление доверенности, открытие банковского счета, оформление на работу и пр.);

— поиск жилья для долгосрочной аренды (в связи с планами длительного нахождения в Грузии);

— освоение города и его транспортной системы (онлайн-расписания автобусов для перемещения внутри города и для междугородних поездок).

Осенью и зимой 2022 и начала 2023 года на первый план вышли:

— переезд в Грузию на машине преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга как стартовых точек выезда/отправки посылок (больше всего россиян выехало именно из крупнейших, столичных городов); перевозка животных (показатель намерения длительного выезда из России);

— оформление документов (прописка, обращение в консульство, получение ВНЖ — может быть актуально для «первой волны»; ужесточение паспортного контроля — для «второй волны»);

— консультация в получении медицинской помощи (поиск «проверенного» врача);

— транзит в Турцию и Армению; поиск жилья в краткосрочную аренду в Тбилиси и Батуми с целью последующего транзита в Турцию и Армению;

— уплата налогов (вероятно, актуально для «первой волны»).

Тональность коммуникации

Больше половины сообщений (58%—66%) носит нейтральный характер. Это связано с целью коммуникации в чате (узнать какую-то информацию, найти контакт, осведомиться о работе банков/обменников и т. п.).

 Стабильно низкий уровень страха (1 %) и злости (2%—3%) свидетельствует о хорошей модерации, своевременном удалении сообщений/оскорблений, которые могут спровоцировать конфликт среди участников чата. К концу рассматриваемого периода уровень негативной окраски сообщений снизился до минимального 1%.

Можно сказать, что участники чата в целом настроены оптимистично — около четверти сообщений за каждый месяц (24%—27%) квалифицированы как относящиеся к категории «радость». Это также сопровождается выражением благодарности за оказанную помощь, поддержкой отношений с «добрыми» и «принимающими» местными, в целом проявлением солидарности и взаимовыручки.

Уровень «грусти» (4%—5%) в чате низкий, такие сообщения преимущественно касаются бытовых проблем («я даже не знаю где тут в целом можно найти обменник, где возьмут рубли»; «очень повезло, нам удалось найти только за $700 и далеко от центра, район такой себе, искали с агентом 2 недели, пришлось заплатить наперед, чтоб отдали. Тоже есть животное, но хозяевам не говорили, так как так еще сложнее найти квартиру») и отсутствием привычного уровня комфорта («каждый день про это думаю, может господа иммигранты скооперироваться уже пора? Без самоката и яндекс маркета тяжко будет»).

«Всплески» (на уровне 7% при традиционных 6%) удивления наблюдаются в августе 2022 года (завершение периода отпусков, подготовка к новому учебному году, возврат к рабочей рутине), октябре — ноябре 2022 года (период оплаты налогов, возможно, также время для смены работы или просто поиска новых вакансий) и в январе 2023 года («перезимовка» и встреча Нового года в «новом доме», вероятно, осмысление прошедшего года; также, возможно, продление срока аренды жилья или осознанный выбор на релокацию в новое место).

Исходя из динамики обсуждаемой проблематики, а также тональности ее обсуждения, можно выделить три периода, прожитых новыми российскими эмигрантами на протяжении года:

  1. переходный период (весна — начало лета 2022 года) связан с переездом на новое место жительства;
  2. адаптационный период (середина и конец лета 2022 года) — приспособление к новым условиям жизни;
  3. осень — зима 2022, начало 2023 года: встраивание/интеграция в местное сообщество представителей первой волны релокации, остающихся в Грузии; повторение первого периода для второй волны релокантов из России.

[1] Социально-экономическое положение России // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-122022.pdf.

[2] 800 тысяч россиян могли покинуть страну в 2022 году // Если быть точным. URL: https://tochno.st/materials/ rossiyan- mogli-pokinut- stranu-v-2022-godu.

[3] Доверие СМИ в России // ВЦИОМ. 10.02.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-smi-v-rossii.

[4] В других странах от 18 до 90, редко 180 дней.

[5] В терминологии Дж. Приса, Б. Ноннека и Д. Эндрюса, подробнее см.: Preece J., Nonnecke B., Andrews D. (2004) The Top Five Reasons for Lurking: Improving Community Experiences for Everyone. Computers in Human Behavior. Vol. 20. No. 2. P. 201—223.

[6] На 23 марта 2023 года численность участников чата «Ковчег. Грузия» составляла 8 882 человека.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: