ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

| ТОМ 2. ВЫПУСК 8 (13)

Религия, верующие, православие в зеркале СМИ

Мельников Андрей Львович

ответственный редактор «НГ-религии», приложения к «Независимой газете»

От приглашенного редактора номера Романа Лункина

Журналистский взгляд на Русскую православную церковь и на самопрезентацию всех религиозных объединений в публичном пространстве всегда намного более критичен, чем взгляд ученого. Это вполне естественное явление, исходящее из самой природы массмедиа. Один из ведущих журналистов страны по религиозной тематике Андрей Мельников очень точно выделил целый ряд болевых точек, связанных с православием, с заявлениями и действиями руководства РПЦ. Это проблемы самозащиты Церкви от различных нападок на нее, но с использованием силы государственного аппарата, это конфликты вокруг недвижимости и финансов, проявления милитаристской риторики и символики, а также возникновение отдельных фундаменталистских групп, ультраконсерваторов, псевдостарцев в церковной среде, пугающих широкую общественность. Все эти темы обсуждаются в печатных и электронных СМИ, в социальных сетях. С одной стороны, данная картина образов РПЦ в массмедиа не отражает ее реальной жизни, часто даже официальная позиция Церкви совсем не такая, как об этом говорят и пишут журналисты. Как в случае с екатеринбургским «старцем» Сергием Романовым обществу и СМИ удобно видеть в нем позицию РПЦ, хотя он оказался маргиналом. С другой стороны, от этого потока новостей никуда не деться, он объективно отражает страхи и надежды общества, связанные с Церковью как институтом. Кроме того, этот поток в изложении маститого журналиста снимает завесу лишнего пафоса с медийной повестки РПЦ.

В том, как Русская православная церковь (РПЦ) предстает в негосударственных СМИ, нет ни намеренного искажения, ни злого умысла. Любое явление в СМИ показывается как череда наиболее ярких информационных моментов. Церковь не исключение. Из всего потока новостей можно выделить несколько ключевых направлений, которые и формируют устойчивый образ церкви.

Авангард репрессивных практик

Вокруг театра «Современник» в июле с. г. разгорелся скандал, на первый взгляд, не имеющий отношение к религиозной жизни, однако корнями уходящий в историю взаимоотношения клерикалов и общества. Общественная организация «Ветераны России» обратилась в Следственный комитет с жалобой на спектакль «Первый хлеб». Ветераны обвинили театр и актеров в оскорблении участников военных действий.

Эта традиция обижаться на художественное высказывание и обращаться за защитой в правоохранительные органы взросла на церковной почве: начало положено акцией Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012 году. Обнаружив, что кампания по защите святынь от девушек в балаклавах увенчалась успехом, служители РПЦ решили распространить за церковную ограду репрессивную практику во взаимоотношениях с людьми искусства. В 2015 году нашумела история с запретом постановки «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Тогда с протестами против «кощунства» выступила именно епархия РПЦ. Были еще скандалы вокруг фильма «Матильда», но в этот раз «обиженной» стороной оказались так называемые православные активисты. Московский патриархат внешне отмежевался от общественных ревнителей монархических и религиозных чувств, но затеял собственную пропагандистскую кампанию в пользу мнения о «нравственной чистоте» Николая II. Не связать кампанию давления и рекламные плакаты РПЦ в пользу последнего российского императора может только слепой. Православные активисты также атаковали постановку «Идеального мужа» в МХТ и выставку работ Вадима Сидура в Манеже. В сентябре 2021 года Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у фильма Пола Верховена «Искушение», на который пожаловалось православное движение «Сорок сороков» [1].

Идея закона о чувствах верующих РПЦ, с одной стороны, инициировала кампании против культурных событий, внедряя элементы клерикальной цензуры, во-вторых, открыла дорогу для широкого применения репрессивных практик в отношении деятелей искусства [2].

Массовая церковная застройка

9 августа 2021 года в новостных агентствах появилось сообщение, которое позволяет понять, как РПЦ расставляет приоритеты в социальной сфере. В московском районе Измайлово в следующем году будет сдан в эксплуатацию храм Казанской (Песчанской) иконы Божьей Матери. Важно, что он построен на месте бывшего детского сада, и даже с использованием конструкций здания социального назначения.

Массовое возведение церквей в некоторых случаях тоже сопровождается скандалами и протестами общественности. Самые громкие истории сопротивления храмостроительству были отмечены в Москве и Екатеринбурге. В столичных районах Торфянка и Ходынское поле местные жители не давали развернуть строительные площадки. Для разгона недовольных в точки конфликта прибывали молодые люди спортивного вида.

Едва ли не самая конфликтная ситуация создалась при попытках начать возведение храма Святой Екатерины в сквере у екатеринбургского Драматического театра в 2019 году. Противостояние жителей и экологов с православными активистами и местной епархией удалось погасить только после того, как в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. В Екатеринбурге был проведен опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по итогам которого выяснилось: 74 % горожан уверены, что место для возведения церкви выбрано неудачно [3].

Массовое строительство православных храмов и широкое оповещение общественности об успехах храмостроительства РПЦ превратилось в вечный раздражитель для мусульман, которым не хватает мечетей — прежде всего в Москве, но и в других регионах тоже. В августе 2021 года заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов заявил [4], что, если бы в регионах было достаточно домов молитвы для мусульман, не случались бы массовые драки между представителями диаспор. Он упоминает столкновения последних месяцев: 17 мая в подмосковном Красногорске, драку 17 июля выходцев из Средней Азии и Северного Кавказа в подмосковной Апрелевке, 6 августа более 3 тысяч мигрантов устроили массовую драку в подмосковном городе Одинцово, а в Мытищах произошла перестрелка с участием десятков мигрантов. По мнению Мухетдинова, только религиозная работа способна умиротворить общины приезжих. Особое недовольство исламских деятелей вызывает то, что в парке «Патриот» появился главный храм Вооруженных сил, а планов возвести рядом мечеть нет.

Церковная элита и паства, лоялизм и убежденность

Пандемия коронавируса показала дистанцию между церковной администрацией и верующими. Это выражается в распространении среди верующих ковид-­диссидентства в противовес позиции священноначалия, поддерживающего санитарные предписания руководства регионов. Самое крупное «движение сопротивления» подавлено. Бывший схимонах Сергий (Романов) в заключении и ожидает суда. Его сторонники вытеснены из Среднеуральского монастыря в результате серии спецопераций силовых структур. Епархия работает над регистрацией строений «раскольников» в свою собственность. Как и в предыдущих случаях, административный ресурс оказался сильнее, чем радикальное религиозное чувство, которое ставит верность идее выше повиновения начальству.

При этом церковная элита непоследовательна в своей позиции. 11 марта 2020 года Синод РПЦ принял определение, в котором есть такие строки: «Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции». Некоторое время представители РПЦ выступали с уверениями, что празднование Пасхи-2020 пройдет как обычно. Но уже в конце апреля, когда на уровне субъектов РФ начали принимать карантинные меры, патриарх Кирилл убеждал, что спасение души возможно вне храма. И церкви были закрыты для прихожан.

Даже своим личным примером патриарх показал, насколько ситуативен подход церковного истеблишмента к внешним вызовам. Можно сказать, что начиная с весны 2020 года основное время он проводит в изоляции в Александро-­Невском скиту в Переделкино. Свое затворничество глава РПЦ прервал летом 2020 года, когда потребовалось участие в мероприятиях, связанных с голосованием за поправки к Конституции и празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной вой­не, и еще в нескольких случаях. Весной 2021 года патриарх неожиданно заявил, что через причастие вирус не передается, и среди дьяконов нет умерших от заболевания. То есть вернулся к тому исходному пункту, с которым выступали ковид-­диссиденты в начале карантинной эпопеи. При этом очевидно, что слова главы РПЦ о неуязвимости священнослужителей перед инфекцией не соответствуют действительности.

Отмечались некоторые попытки епископов «на местах» отражать пренебрежительное отношение верующих к опасностям пандемии. Поведение бывшего саратовского митрополита Лонгина (Корчагина) — один из примеров того, как епископ отказывается подчиниться властям и закрывать храмы, когда на это уже пошел патриарх. В августе 2020 года закончилось его девятилетнее правление Саратовской митрополией, он был переведен в бедствующую Ульяновскую область. А ведь Лонгин выступил отчасти в интересах рядового духовенства, которому закрытие храмов сулило падение доходов. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) в апреле 2020 года призывал «наполнить храм молитвой» вопреки предостережениям санитарных властей. В декабре того же года он перебрался в Казань по воле Синода. Из возмутителей спокойствия во время карантинной весны на своей кафедре остался только епископ Сыктывкарский Питирим (Волочков): дальше Воркуты не сошлют.

Руководство РПЦ использовало такой действенный инструмент борьбы с самостоятельными иерархами, как перевод на другую кафедру. Кадровая чехарда под дирижирование главы РПЦ происходит так часто, что нельзя не сделать единственно возможный вывод: гарантией благополучия епископа служит послушание начальству, а не связь с верующими.

«Вторая волна» самостийности РПЦ случилась 8 июля 2021 года, когда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил об отмене традиционного шествия верующих на Царские дни. Екатеринбургский митрополит Евгений (Кульберг) заявил в ответ: «Традиция народного шествия от Храма на Крови до Ганиной Ямы переросла рамки так называемых мероприятий и стала для десятков тысяч людей священной. И нынче люди пройдут по святому пути — это очевидность. В нынешней эпидемической ситуации не может быть идеальных решений. Каждый самостоятельно находит баланс между мужеством и страхом, ответственностью и смелостью, осторожностью и дерзновением. Я однозначно пойду!» [5] 

Крестный ход прошел, и в нем принял участие митрополит Евгений, однако власти предпочли сделать вид, что ничего не было. Демарш митрополита показал, что власти и РПЦ пытаются балансировать на грани предельного лоялизма и показной самостоятельности.

Милитаризация официального христианства

К числу дискуссионных вопросов, характеризующих отношения церкви и государства, относится милитаризация христианства. Это позволяет встроить религию в нарастающую тенденцию повышения роли идеологии. Символом этого явления стал уже упоминавшийся главный воинский храм в парке «Патриот». И убранство храма, и особенности совершающихся в нем богослужений позволяют некоторым критически настроенным обозревателям заявлять, что воинский собор воплощает не столько христианское начало, сколько формирующийся синкретичный гражданский культ, в котором православие смешано с многосоставной патриотической идеологией. Отметим, что, когда мусульмане заговаривают о необходимости добавить к храму мечеть, они тоже готовы встроиться в военно-­патриотическую парадигму. К 75-летию Победы в Великой Отечественной вой­не ДУМ РФ разработало особую символику, где смешались элементы увековечивания воинской славы разных эпох [6].

К проблеме милитаризации церковности относится и дискуссионная тема освящения оружия. На заседании пленума Межсоборного присутствия в мае были обсуждены и одобрены проекты документов, среди них «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Окончательный текст для общего ознакомления появится только после того, как будет рассмотрен на Архиерейском соборе, который назначен на ноябрь 2021 года. В новом тексте якобы не будет упоминаться оружие массового поражения (ОМП).

***

Русская православная церковь находится в промежуточном статусе — это влиятельная общественная организация, представляющая широкие слои населения, и одновременно ­что-то вроде госучреждения по продуцированию идеологии, но здесь уже ее влияние определяется административным ресурсом. Однако ни в одной, ни в другой ипостаси Московский патриархат не может раскрыться полноценно. Как общественная организация церковь отстает от требований времени, а как госорган она неполноценна в связи с правовыми ограничениями.

Промежуточное состояние приводит к фрустрации, которая компенсируется за счет поиска внешних недоброжелателей. В этой роли на первый план для РПЦ выходят немногочисленные независимые средства массовой информации (государственные СМИ работают в полном контакте с соответствующими службами патриархии). Любое отклонение от комплиментарного освещения событий в религиозной жизни вызывает недовольство. В той или иной мере все сказанное выше относится к большинству религиозных организаций страны.

 


[1] Минкультуры отказало в прокате фильма Верховена «Искушение» после жалобы лидера движения «Сорок сороков» // Новая газета. 18.09.2021. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/09/18/minkultury-­otkazalo-v-
prokate-­filma-verkhovena-­iskushenie-posle-­zhaloby-lidera-­dvizheniia-sorok-­sorokov-news
.

[2] Патриаршество Кирилла: десять лет спустя // Независимая газета. 27.01.2019. URL: https://www.ng.ru/
editorial/2019-01-27/2_7492_red.html
.

[3] Аналитический обзор ВЦИОМ «Город и храм: опрос ВЦИОМ в Екатеринбурге» от 22.05.2019. URL: https://wciom.ru/analytical-­reviews/analiticheskii-­obzor/gorod-i-khram-­opros-vcziom-v-ekaterinburge.

[4] Ждем новых напастей или даем добро на строительство мечетей? URL: https://www.facebook.com/damir.mukhetdinov/posts/4354266591285808.

[5] Фаустова М. Перекрестный ход митрополита и губернатора // Независимая газета. 20.07.2021.URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2021-07-20/9_511_governor.html.

[6] Духовное управление мусульман РФ создало символ мусульманского вклада в Победу в вой­не // ТАСС. 05.05.2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/8401407.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: