ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
| ТОМ 2. ВЫПУСК 8 (13)
Роль религии в политике и в гражданском обществе
Гуревич Аарон Юрьевич
глава департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, главный военный раввин России
От автора
Для иудаизма в современной России характерно доминирование ортодоксальных кругов, структурированных в Федерацию еврейских общин России и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (при этом Федерация еврейских общин России сохраняет ключевую позицию основной платформы по восстановлению диаспоры). Усилия раввината и поддержка со стороны государственной власти способствовали началу процесса длительного возрождения еврейской культуры и традиций, утраченных за годы репрессий советской власти. Как некий феномен стоит отметить крайне слабые позиции реформированного иудаизма, так и не продемонстрировавшего за последние три десятилетия существенной активности и широко представленного разве что в США. Возможно, это объясняется трендом ортодоксальных общин, взятым на открытость и доступность для далеких от религии евреев. С другой стороны, немаловажным фактором является также и здоровый консерватизм в сознании постсоветских евреев, которым все же ближе традиционные ценности, а строгость иудейских канонов воспринимается с уважением.
Общество постепенно подошло к осознанию того, что даже в капиталистической системе координат вновь велика потребность в идеологической составляющей.
Ранее религиозные традиции служили в чем-то подпоркой как для становления экономики, так и для регулирования стабильности, законопослушности граждан. Казалось бы, роль религии должна была сильно редуцироваться под давлением секуляризации и мощи экономических систем либерального общества.
На примере усиливающихся позиций ислама в странах третьего мира и «новых христианских правых» в Америке понятно, что это не так. В последнем случае проявляется серьезный крен в сторону переосмысления в современном мире самой сути фундамента иудео-христианской цивилизации — основ учения авраамических религий. И как результат — усиление влияния религиозных партий, их проникновение во все социальные сферы.
В российском контексте роль религии и в обществе, и в политике неизбежно показывает положительную динамику. Основные тому причины — идеологический кризис после крушения коммунистического режима и антилиберальные позиции, в первую очередь большей части православных. В последней заметна тенденция к усилению правых взглядов на социальные институты.
Один из последних примеров того, насколько сегодня светская власть заинтересована в укреплении традиционных религиозных общин, — значительное ужесточение законодательства в отношении нетрадиционнных и иностранного происхождения религиозных объединений.
Религия начинает доминировать в формировании государственной идеологии страны, в фундамент которой вкладываются нравственные семейные ценности, духовная безопасность, ценность российской многонациональной многоукладности, борьба с чуждой по духу культурой.
У государства нет иной альтернативы, как той, что в условиях идеологического вакуума неизбежно приведет к еще более тесному взаимодействию с религиозными общинами и в выработке «национальной идеи», и в пропаганде общих российских ценностей.
В этой связи в контексте внешней политики фактор «Русского мира», то есть огромной достаточно патриотичной русскоговорящей диаспоры, не теряющей своей идентичности, представляется наиболее перспективным для дальнейшего развития, а работа Россотрудничества должна быть более заметной.
Что же касается внутриполитической обстановки в стране, то нужно отметить недооцененность ресурса религиозных организаций в медиации национальных конфликтов, системной работе со студенчеством (клубы, дискуссионные площадки, затрагивание острых социальных вопросов), невнимание к позиции по биотехнологиям и цифровизации.
Вместе с тем быстро увеличивается спектр социальных сфер, где деятельность религиозных организаций все более заметна и оценивается государством как социально полезная. И это тоже неизбежный процесс, в котором деятельность светских общественных некоммерческих организаций все более подпадает под влияние как самих религиозных структур, так и их убеждений.
Мы в соцсетях: