| ТОМ 3. ВЫПУСК 12 (23)

Российский антиамериканизм в зеркале опросов общественного мнения

Волков Денис Александрович

директор «Левада-Центра»*

На фоне российско-украинского конфликта, в котором США встали на сторону Киева, общественное мнение России по отношению к Америке ожидаемо ухудшилось. При этом, несмотря на больший драматизм ситуации, антиамериканские настроения пока остаются ниже пиковых значений 2014–2015 годов, когда США осудили присоединение Крыма и военную поддержку Донбасса и впервые наложили санкции на Москву. В целом сегодняшнее отношение к Америке очень похоже на то, что наблюдалось в 2014 году: доля россиян, отрицательно относящихся к США, выросла с 42 % в ноябре 2021 года до 75 % в мае 2022 года (и затем несколько снизилась до 71 % в августе).

Отметим, что пик антиамериканских настроений, который был нами зафиксирован в начале 2015 года, еще не пройден. Тогда негативное отношение к США нарастало весь 2014 год, и только после подписания второго Минского соглашения в феврале 2015 года и относительной нормализации ситуации на Донбассе враждебность общества к Америке начала медленно снижаться. Так что вполне возможно, что нам еще предстоит увидеть новые пики антиамериканизма, тем более что конфликт продолжает расширяться.

Стоит оговориться, что российский антиамериканизм — многогранное явление, его нельзя сводить только к одному показателю. После того как надеждам на партнерство новой демократической России с США не суждено было реализоваться, в обществе стала нарастать фрустрация в связи с внешней политикой США в отношении нашей страны. При этом в целом россияне относились к США позитивно. к рядовым американцам отношение всегда было гораздо более позитивным, чем к США как стране — в проблемах взаимоотношений между странами винят прежде всего американское руководство и далеко не все готовы переносить негатив на народ в целом. Поэтому даже сегодня около половины россиян положительно относятся к американцам, проводя различие между американским истеблишментом и простыми жителями страны. но все же отношение к США как к стране —это то, о чем мы спрашиваем несколько раз в год, и по этому показателю у нас больше всего данных.

Рисунок 1. Динамика негативного отношения к США по месяцам (в 2014–2015 и 2022 гг.) [1]

 

Опросы показывают, что за последние восемь лет антиамериканизм в России стал новой нормой. Вплоть до 2014 года в целом преобладали положительные чувства к америке. Отмечались лишь относительно короткие всплески антиамериканизма: во время натовских бомбардировок Югославии в 1999 году, вторжения США в Ирак в 2003 году и российско-грузинской войны в 2008 году, когда США также встали на сторону противника Москвы. Однако с 2014 года неприязнь к америке стала преобладать (и только в последние пару лет доли респондентов с позитивным и негативным отношением к США временами достигали паритета). С началом текущего конфликта отношение к США вновь сильно ухудшилось.

Рисунок 2. Индекс отношения к США [2]

 

Кроме того, как и в 2008 и 2014 годах, нынешний конфликт воспринимается рядовыми россиянами в первую очередь как навязанный России Западом, прежде всего США. В связи с этим уместно заметить, что Европейский союз и отдельные европейские страны в представлении большинства россиян не являются самостоятельными политическими игроками, а следуют в фарватере политического курса США (из страха, принуждения, в результате подкупа и проч.). Вероятно, именно поэтому оценки респондентами ЕС практически идентичны отношению к Америке и с момента конфликта также ушли «в минус».

Рисунок 3. Как Вы в целом относитесь к… (август 2022)

 

Как и раньше, антиамериканизм больше характерен для пожилых россиян, чье недоверие к США во многом унаследовано с советских времен. Эти негативные чувства подогреваются программами государственного телевидения, которое остается для людей старших возрастов главным источником информации о происходящем. кроме того, старшее поколение в большей степени зависит от государства в своем благополучии, чем молодежь, и поэтому, как правило, поддерживает решения российского руководства с большей готовностью, чем любая другая возрастная группа.

Влияние телевидения на формирование представлений о текущих событиях и о роли Запада в сегодняшнем конфликте не ограничивается освещением и оценкой происходящего здесь и сейчас (подчеркиванием одних деталей и умолчанием других, предоставлением права слова более «патриотически настроенным» комментаторам и отстранением от эфира «неблагонадежных»). Не менее важно (а может быть, и более важно) то, что телевидение задавало рамки интерпретации происходящего на протяжении десятилетий. Видимо, именно поэтому нынешний конфликт так легко укладывается в привычную логику противостояния России и Запада — прежде всего в глазах старшего поколения телезрителей.

Молодые россияне, напротив, гораздо дружелюбнее относятся к Америке и Западу в целом. на них меньше влияют старые советские клише, и многие из молодых людей активно потребляют западную массовую культуру (музыку, фильмы, сериалы, технические новинки etc). Уместно отметить, что очевидная «вестернизация» молодого поколения в последние годы вызывала беспокойство как российской власти, так и значительного числа представителей старшего поколения. Также представляется важным, что молодые россияне, как правило, не смотрят новости по телевизору, предпочитая интернет-источники, которые гораздо более разнообразны в своих оценках освещаемых событий и даже сегодня представляют спикеров, благосклонно настроенных к США и Западу.

Рисунок 4. Отношение к США в разных группах (август 2022)

 

После общего ухудшения отношения к США восемь лет назад именно в молодежной среде отношение к США снова начало улучшаться. а в последние годы, вплоть до начала нынешнего конфликта, среди более молодых россиян положительное отношение к америке преобладало. И даже сегодня люди моложе 25 лет гораздо чаще видят США в позитивном свете, чем россияне старшего возраста, и доля позитивных оценок среди них заметно больше, чем восемь лет назад: в июле 2014 г. 22 % молодых россиян положительно относились к США; в августе 2022 года этот показатель составлял 35 %.

Отчасти это связано с тем, что молодых россиян привлекает западная культура, отчасти с тем, что молодые люди используют интернет, где в последние годы появилось много независимых СМИ и видеоблогеров — традиционно более прозападных, чем ведущие на государственных телеканалах. Расширение аудитории независимых СМИ в интернете стало возможным после взрывного роста русскоязычной аудитории интернет- платформы по распространению видеороликов YouTube: с 2018 по 2022 год ее аудитория увеличилась втрое и теперь составляет треть населения, состоящего в основном из людей моложе 40 лет. Telegram, созданный в 2013 году и показывающий в последнее время быстрый рост своей аудитории, также стал важной площадкой для свободного обмена мнениями и информацией. Сегодня около 18 % используют его как канал для получения новостей, именно здесь концентрируется более молодая и политически ангажированная публика, только за последние полгода аудитория телеграм-каналов утроилась.

Рисунок 5. Нужно ли России налаживать отношения с США и другими странами Запада?

 

Независимые журналисты, активисты и политики смогли воспользоваться этим сдвигом. неслучайно многие популярные российские видеоблоги были созданы всего два-три года назад. Впервые за много лет у государственного телевидения в России появились независимые конкуренты, аудитория которых преимущественно молода. Расширение этого нового сегмента российского интернета может объяснять, почему в молодежной среде сохраняется заметная доля позитивно настроенных к США, даже несмотря на продолжающийся конфликт.

При всем накопленном негативе в адрес америки опросы обнаруживают, что большое количество людей приветствовали бы разрядку в отношениях между Россией и США: в 2014–2015 годах таких было 66 %, к 2018 году их доля достигала 79 %, и даже в середине нынешнего года — больше половины (58 %). Иными словами, большинство было бы не против, если бы конфликт закончился. Однако при этом, поскольку многие опрошенные возлагают ответственность за конфликт на США и страны Запада, именно от этих стран ждут первого шага навстречу России. на языке респондентов это обычно выражается так: «Мы хотели бы улучшить отношения с ними, но они этого не хотят». И поэтому получается, что российская сторона не должна идти на уступки и нам нужно продолжать гнуть свою линию. но это означает, что до компромиссов еще далеко и мы вполне можем еще увидеть новые пики антиамериканских настроений.

 


* Российское юридическое лицо, признанное выполняющим функции иностранного агента.

[1] Здесь и далее в рисунках приводятся данные исследований «Левада-центра»*.

[2] Индекс отношения к США — доля положительных оценок за вычетом доли негативных оценок. Показатель индекса меньше ноля означает, что в обществе преобладает негативное отношение к США.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: