ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

| ТОМ 2. ВЫПУСК 8 (13)

Старообрядчество как феномен свободы

Севастьянов Леонид Михайлович

предприниматель, председатель Всемирного союза староверов

От приглашенного редактора номера Романа Лункина

Численность старообрядческих объединений в России составляет чуть более 300. Но это довольно мало говорит о реальной силе и влиянии ста- рой веры — по крайней мере, столько же групп действует без регистрации по всей стране. Студенты и аспиранты гуманитарных вузов интересуются старообрядчеством, а некоторые становятся прихожанами и служителями. Как и во многих исторических церквях, старообрядчество развивается волнообразно: на богослужения ходят в основном дети и старики, моло- дежь приходит и уходит, интерес в обществе то вспыхивает, то затухает. Постороннему наблюдателю кажется, что это христианское течение умирает, так как на длинных службах один старушки. Но как пошутил один из служи- телей, «у нас и до революции были бабушки, и сейчас бабушки, и некоторые считают, что это те же самые бабушки». Интерес к исторической традиции старообрядчества постепенно возникает и среди политиков и предпринима- телей. В 2016 году при поддержке Администрации Президента РФ была создана рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудни- чества в сфере отношений с обществом и государством. 31 мая 2017 года состоялся исторический визит президента Владимира Путина в Рогожскую слободу — центр крупнейшего объединения старообрядцев — Русской право- славной старообрядческой церкви. Впервые глава государства встретился на высоком уровне со старообрядцами у них в гостях, впервые президент поддержал конфессию — конкурента РПЦ. В 2018 году при поддержке вла- стей учрежден Благотворительный Фонд поддержки и содействия старо- обрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская».

Старообрядчество стало модным феноменом в российской прессе после нескольких встреч президента России В. В. Путина с главой одного из старообрядческих согласий — митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Корнилием в 2019 году. Внимание власти к старообрядчеству, скорее всего, обусловлено не интересом к современному его состоянию, которое никак не может вызывать удовлетворение. Кроме того, общий образовательный уровень старообрядческого духовенства ниже уровня духовенства РПЦ и даже других религиозных групп. Численность старообрядчества в силу малообразованности его лидеров невелика и поэтому не может быть предметом интереса политиков в поисках нового электората.

Старообрядчество интересно обществу как особый исторический бренд, несущий в себе особую идеологию, отличающуюся от официального православия и поэтому обладающую оригинальностью. Эта особая идеология показала, в отличие от идеологии официальной церкви, способность к мобилизации гражданина для построения бизнес-­ориентированного демократического общества. Именно старообрядчество дало в канун Октябрьской революции 70 % всего российского капитала [1], оно стояло в основе российского парламентаризма и конституционных реформ 1905 года. И именно старообрядчество сформулировало концепт религиозной свободы и пролоббировало его принцип в 1905 году. Историческому старообрядчеству должны быть благодарны все конфессии России за ту религиозную свободу, которой они пользуются. Конечно, отцы старообрядчества начала ХХ века посчитали бы, что свобода, которую они отстояли в 1905 году, оказалась урезанной спустя столетие. Принцип старообрядчества прост: любая вера человека не должна ограничиваться, если она не приносит вред ближнему. Религиозная свобода для старовера является основой как его мотивации к творческому труду, так и организации самого устройства общества. Религия является самым главным мотиватором психологической деятельности человека. Ограничение свободы религии ведет к социальному регрессу. Так было всегда, и ХХ век не исключение. Феномен исторического старообрядчества должен не только изучаться, но и продвигаться в нашем обществе в качестве основной религиозной традиции России. Старообрядчество — истинное и коренное — доказало в веках, что оно способно мотивировать людей к построению современного ответственного и креативного общества.

 


[1] «Свобода веры, свобода проповеди — это очень важно для верующего человека». Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий ответил на вопросы «Ъ» // «Коммерсантъ». 07.08.2017. № 142/П. C. 4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3377723.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: