РАСШИРЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ

| ТОМ 4. ВЫПУСК 3—4 (25)

Субъективные смыслы и стратегии cамоорганизации «новой волны» российской эмиграции на площадках Telegram-каналов

Бучацкий Арсений Георгиевич

Студент бакалавриата, социологический факультет, кафедра экономической социологии и менеджмента, МГУ им. М. В. Ломоносова

Дворцова Дарья Михайловна

Студентка бакалавриата, экономический факультет, Кубанский государственный университет

Долгалева Елизавета Валерьевна

Выпускница НИУ ВШЭ ОП «Социология публичной и деловой сферы»

Иващенко Анна Алексеевна

Студентка бакалавриата, Институт общественных наук, РАНХиГС при Президенте РФ

Пахомов Александр Владимирович

Аспирант, младший научный сотрудник международной лаборатории сетевого анализа, НИУ ВШЭ

Начало СВО 24 февраля 2022 года стало причиной «новой волны» эмиграции из России. поток российских граждан, решивших покинуть страну по политическим, идеологическим или экономическим соображениям, за первые полгода СВО насчитывал до 1 млн человек[1]. Наибольшее число релокантов приняли Грузия, Армения, Казахстан, Турция, Кыргызстан, Сербия, Израиль, а также страны Евросоюза[2]. Мы решили изучить стратегии и субъективные смыслы самоорганизации представителей «новой волны» российской эмиграции в Telegram-каналах (далее ТГ-каналы) и чатах, чтобы понять, на что ориентированы эти онлайн-сообщества: на «замыкание» в рамках круга соотечественников или на интеграцию в принимающие общества.

На основе результатов 13 полуструктурированных экспертных интервью с создателями и администраторами ТГ-каналов, объединяющих релокантов как в странах, представляющих наиболее популярные для релокации направления (Армения, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), так и менее распространенные (Аргентина, Сербия, Турция, ОАЭ, Таиланд)[3], и опираясь на модель моральных мотивов[4] и теорию филантропии[5], мы постарались найти ответы на следующие вопросы:

- Какие социальные функции выполняют Telegram-сообщества (далее — ТГ-сообщества), могут ли предоставляемые ими площадки рассматриваться как платформы интеграции релокантов?

- Как участники ТГ-сообществ субъективно интерпретируют смыслы онлайн-во взаимодействий с соотечественниками и их цели?

Мы хотели охватить разнообразные способы и возможности адаптации релокантов, и поэтому для анализа отобрали ТГ-каналы с разным числом подписчиков: и небольшие каналы с несколькими сотнями подписчиков (от 340), и крупные каналы (до 14 439)[6]. Сообщество в Telegram формируется с помощью двух основных инструментов, а именно непосредственно ТГ-канала, где выкладываются посты и материалы, и чата, который создается автоматически. Именно чат, благодаря предоставляемой возможности общения подписчиков между собой и с модератором/создателем канала, становится сердцем сообщества. По мере эволюции канала и набора подписчиков многие каналы диверсифицируют тематики обсуждения, создавая отдельные чаты, посвященные, например, вопросам визовой политики или оформления гражданства страны пребывания, получения медицинской помощи и поиска жилья, возможностей трудоустройства и организации бизнеса и т. д. Таким образом, ТГ-сообщество релокантов представляет собой канал и целую инфраструктуру из чатов, обрамленную рубрикатором, тем самым создавая полноценную экосистему, которая охватывает значимые для конкретного участника(ов) сферы жизни.

Мы рассматриваем создателей и администраторов таких ТГ-сообществ в качестве экспертов на основании того, что именно люди, управляющие сообществами и взаимодействующие с большим количеством релокантов, репрезентируют в ходе интервью не только личный, но и обобщенный опыт многих людей — подписчиков и участников. Гайд интервью включал следующие темы: личная история создателя/модератора и место ТГ-сообщества в ней, способы взаимодействия членов ТГ-сообщества с модератором и друг с другом, примеры онлайн- и офлайн- самоорганизации релокантов.

Социальные функции ТГ-сообществ в период релокации (2022—2023)

Наши информанты отмечают, что каналы создаются для оказания помощи:

Это непосредственно деятельность, которая направлена на помощь приезжающим людям, чтобы люди знали и понимали, куда они едут, зачем они едут (инф. 12).

Выполнение этой поддерживающей функции требует устойчивой обратной связи и актуализации как запросов, так и контента, предоставляемого в качестве ответа на них:

Много возникает миграционных вопросов, юридических: как документально нужно зарегистрироваться <…>. Наши юристы хорошо помогают (инф. 7).

В ином случае канал перестает быть полезным, и люди отписываются от него. Крупные каналы со стабильным ростом количества подписчиков строятся в первую очередь на постоянном добровольном взаимодействии участников.

Регулярное общение, поиск ответов на общие вопросы, обсуждение переживаний, связанных с переездом, становятся основой формирования особой идентичности участников ТГ-каналов. Каждый начинает чувствовать себя не отдельным эмигрантом, которому не на что опереться в новой стране, а представителем сообщества, где есть с кем разделить свой опыт:

Очень много людей, прямо много, нашли себе единомышленников, партнеров, поддержку и опору. Многие говорят, если бы не это, они бы не знали, что делать, потому что они чувствовали себя настолько одинокими (инф. 5).

В ответ на полученную информацию и поддержку участники сообщества могут оказывать техническую помощь, создавая чат-боты для автомодерации сообщений и рубрикаторы по всей структуре узкопрофильных чатов внутри канала. Кроме того, формируя собственный опыт, участники начинают внутри сообщества оказывать услуги по юридическому консультированию и поиску недвижимости, устраивают встречи в офлайне.

Таким образом, сообщества релокантов, формирующиеся вокруг ТГ-каналов, ошибочно определять как медиа, чьи функции ограничиваются информированием о нюансах переезда. Это сообщества, участники которых активно создают контент, а не только пассивно потребляют информацию.

Как участники ТГ-сообществ интерпретируют смыслы онлайн-взаимодействий с соотечественниками

Telegram — удобная площадка для заработка. Работа сообществ легко монетизируется с помощью партнерской рекламы и перекрестных предложений. Однако, по оценкам наших информантов, наиболее устойчивую и лояльную аудиторию и высокий уровень доверия подписчиков формируют каналы, которые представляют собой частно-волонтерские инициативы и поддерживают дружеский формат коммуникации, включая программы досуга и ограничивая рекламный контент.

С ростом числа подписчиков канала модераторы оказываются вынуждены задействовать технологии автомодерации, то есть использовать специализированного бота для пресечения «нежелательных» сообщений, а также проверки участников. При этом, по оценкам информантов, в каналах, ориентированных преимущественно на выстраивание бизнес-связей, модерация настраивается на блокировку сторонней рекламы и нежелательных сообщений или критики, а решение принимается администраторами канала без учета мнений участников. Каналы, носящие волонтерский характер, используют этот инструмент коллективно и устраивают голосование среди участников по вопросу, стоит ли удалять сообщение (решение принимается большинством), а также настроек автомодерации (создаются по запросам участников). Решения о полной блокировке аккаунта принимаются коллективно, при этом администраторы волонтерских каналов готовы признать, что могли ошибиться, и часто возвращают заблокированных участников:

Все ругаются и конкурируют, но общее направление — это поиск мошенников. Все выигрывают (инф. 8).

Оценивая субъективные интерпретации интегративных механизмов ТГ-каналов, мы фиксируем совокупный вклад двух типов моральных мотиваций: поддерживающей морали социальной справедливости, базирующейся на горизонтальных связях, совместном вкладе участников в благополучие группы и поддержку социального разнообразия внутри сообщества, и ориентированной на безопасность и выживание сообщества ограничивающей морали социального порядка.

Стратегии сплочения сообществ, реализуемые в онлайн-пространстве

Согласно модели моральных мотивов, в новой для релокантов ситуации размытость границ «нормального» стимулирует создателей и администраторов ТГ-каналов развивать сообщества и использовать новые модели поведения в непривычной среде. Такое поведение создает широкое поле для самореализации и формирует этику сообщества («Ценности такие, что нужно помогать» (инф. 7)), а эмоциональная отдача от оказания помощи другим выступает для релокантов моральным стимулом продолжения деятельности («Канал релокации — наше добро, которое несем в мир, помогаем людям» (инф. 4)) и расширения пределов дозволенного в коллективных интересах («Последнее время мы не баним, удаляем сообщение и делаем предупреждение» (инф. 6)).

Как следует из нарративов наших информантов, стимулом к ведению ТГ-канала становятся альтруистические мотивы. Усилия, направленные на модерирование и развитие канала, могут рассматриваться как форма копинговой стратегии, сфокусированная на обретении смысла собственного существования в слабоструктурированной ситуации часто экстренной миграции, где социальная значимость канала как проекта подчеркивается информантами:

Очень-очень много инициатив создали, очень круто. Очень крутая синергия (инф. 5).

Попытка достичь консенсус и сплотить сообщество («Сплотить активных людей — важ ная задача» (инф. 4)) понимается как деятельность, ориентированная на социальное благополучие и справедливость, собственно, филантропическая деятельность, включающая помощь нуждающимся и повышение уровня жизни. Важным этапом становится институциализация взаимодействий участников ТГ-сообщества в офлайн-среде[7]. Иногда это массовые встречи, организаторами которых выступают администраторы каналов: «Мы каждую субботу встречаемся в парке, то есть это неформальная беседа» (инф. 12). Временами такие встречи перетекают в личные отношения:

Люди приходят, знакомятся и уже делятся по интересам. И потом, как правило, общаются уже небольшими группками, встречаются, развиваются дальше, уходят на другие мероприятия (инф. 12).

При этом сформировавшееся онлайн/офлайн-сообщество релокантов не представляется нашим информантам конечной целью. Напротив, как значимый вклад в социальную и культурную интеграцию релокантов рассматривается задача популяризации культуры принимающей страны:

Бесплатно публикуем все объявления, которые содержат уроки кыргызского, разговорные клубы и все прочее, связанное с изучением кыргызского языка, для того чтобы люди учили язык (инф. 10).

Проблемы, с которыми сталкиваются релоканты, касаются не только поиска экономических и правовых оснований интеграции в новое общество и решения повседневных задач, но также связаны и с отсутствием привычного круга общения. Благодаря ТГ-сообществам на новом месте можно найти единомышленников, завести деловые контакты, открыть бизнес. ТГ-сообщества как восстанавливают элементы привычной жизни до релокации, так и поддерживают, развивают установки индивида на интеграцию в новую социокультурную среду. На это непосредственно влияет филантропический аспект, который подталкивает индивидов к самоорганизации.

Поддержка активной коммуникации участников ТГ-каналов между собой и с модераторами как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве: обмен переживаниями, советами и опытом, акцент на горизонтальных связях и ответственном принятии коллегиальных решений, — позволяет охарактеризовать ТГ-сообщества релокантов как нацеленные на интеграцию[8], на пути к которой сообщество соотечественников рассматривается как ступень, но не конечная точка.


[1] Селизарова В. Куда уехали россияне из-за частичной мобилизации и что планируют делать дальше // Forbes, 05.10.2022. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/478891-kuda-uehali-rossiane-iz-za-casticnoj-mobilizacii-i-cto-planiruut-delat-dal-se.

[2] там же.

[3] Пламенев И. Из России с начала года выехали 419 тыс. человек // РБК, 05.09.2022. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/09/2022/631649a09a79476923ac3d6c?ysclid=ldx4vqiam903402608.

[4] Janoff-Bulman R., Carnes N. (2013) Surveying the Moral Landscape: Moral Motives and Group-Based Moralities. Personalityand Social Psychology Review. Vol. 17. No. 3. P. 219―236.

[5] Беневоленский В. Б., Мерсиянова И. В., Сидорина т. Ю., Солодова И. И., Туманова А. С., Якобсон Л. И. Потенциал и пути развития филантропии в России. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010.

[6] Более детальная информация о каналах и социально-демографических характеристиках их создателей и модераторов не может быть раскрыта из соображений сохранения анонимности информантов.

[7] Беневоленский В. Б., Мерсиянова И. В., Сидорина т. Ю., Солодова И. И., Туманова А. С., Якобсон Л. И.потенциал и пути развития филантропии в России. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010.

[8] Janoff-Bulman R., Carnes N. (2013) Surveying the Moral Landscape: Moral Motives and Group- Based Moralities. Personality and Social Psychology Review. Vol. 17. No. 3. P. 219―236; Janoff-Bulman R., Carnes N. (2016) Social Justice and Social Order: Binding Moralities across the Political Spectrum. PLoS ONE. Vol. 11. No. 3. e0152479.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: