| ТОМ 3. ВЫПУСК 12 (23)
Трансформация образа Евразийского экономического союза в условиях углубления кризиса международных отношений в 2022 году
Рекеда Сергей Вячеславович
кандидат исторических наук, доцент базовой кафедры евразийской экономической интеграции Института права и национальной безопасности РАНХиГС, генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции
Начало специальной военной операции России на Украине и дальнейшая эскалация конфликта между Россией и западными странами фактически втолкнули евразийские интеграционные процессы в новую реальность — регион переживает мощнейший за постсоветский период стресс-тест. анализ медийного пространства ЕАЭС позволяет понять, как в новых условиях трансформируются образ евразийской интеграции и отношение к ней в странах объединения.
Эрозия интеграционного ландшафта
В 2022 году страны Евразийского экономического союза функционируют фактически в двух правовых режимах: Россия и Белоруссия находятся под беспрецедентным санкционным давлением (с февраля против обеих стран введено около 5000 санкций), остальные страны Союза вынуждены искать возможности сохранить сотрудничество с Россией, не попав под вторичные санкции.
Стремясь обезопасить экономическое пространство от санкционной токсичности, Россия форсирует создание самостоятельной валютной зоны и переводит торговые операции внутри ЕАЭС в национальные валюты [1]. Для обхода санкций создаются параллельные западным финансовые инструменты: в августе, например, было анонсировано создание Евразийской перестраховочной компании [2] для поддержки внутренней и внешней торговли и стимулирования инвестиционного сотрудничества. Ограничения, с которыми столкнулась Россия на европейском энергетическом рынке, вплоть до подрыва газопровода «Северный поток», Москва пытается решить через формирование газового хаба в Турции [3].
На наднациональном уровне тоже предпринимаются попытки сдержать эрозию интеграционного пространства. Так, распоряжением Евразийского межправсовета летом была создана специальная комиссия по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в ЕАЭС [4]. Среди ключевых задач нового органа Союза — координировать промышленные политики и отбирать для поддержки наиболее перспективные проекты в приоритетных отраслях.
Тем не менее изменения в траектории развития евразийской интеграции не всегда однозначно воспринимаются в странах ЕАЭС, не подпавших под санкции. например, осенью казахстан отказался переводить всю торговлю газом на рубли [5], оставив право выбирать валюту для сделок самим договаривающимся сторонам. Российско-турецкое сближение не может не вызывать вопросов в Ереване. кроме того, участились случаи отказов банков стран ЕАЭС в обслуживании карт «МИР».
На официальном политическом уровне практически не демонстрируется пересмотр отношения к интеграции. Тем не менее традиционные СМИ как инструмент, формирующий общественное мнение, способны косвенно отражать изменения в образе евразийской интеграции, который конструируется среди граждан стран ЕАЭС.
Для изучения медийного образа Евразийского экономического союза были использованы базы данных компании «Медиалогия» с публикациями о ЕАЭС в СМИ различного формата всех стран Союза за период с октября 2021 года по сентябрь 2022. было проанализировано более 200 тыс. публикаций из российских СМИ, почти 20 тыс. — из казахстанских, более 15 тыс. — из белорусских, более 10 тыс. — из киргизских, 2,8 тыс. — и з армянских. Собранный корпус источников позволил исследовать динамику публикационной активности о ЕАЭС в национальных медийных полях, уровень критичности этой активности и качественное наполнение медийной евразийской повестки в каждой из стран.
Интерес к интеграции сохраняется
Динамика публикаций о ЕАЭС в СМИ стран Союза не свидетельствует о резкой и однозначной трансформации медийного образа объединения.
Наиболее ожидаемо в сложившихся политических условиях было бы снижение присутствия евразийской повестки в СМИ Казахстана. Тем не менее в этом информационном поле ЕАЭС сохранил свои позиции — ему посвящены примерно 2 тыс. публикаций ежемесячно. При этом сохраняющийся уровень — довольно низкий для объема медийного рынка Казахстана. В стране зарегистрировано более 5 тыс. СМИ, в соседней Киргизии — 1,5 тыс., в Белоруссии — более 2 тыс. Тем не менее количество публикаций о Союзе в казахстанских СМИ сравнимо с публикационной динамикой в этих двух странах. Почти в 2/3 публикаций ЕАЭС упоминается лишь эпизодически (16 557 сообщений из 24 736), начало СВО на Украине не повлияло на этот показатель.
Рисунок 1. Динамика публикационной активности(количество публикаций) о ЕАЭС в СМИ Казахстана в период с октября 2021 по сентябрь 2022 года [6]
Тенденция к сокращению присутствия евразийской повестки заметна в медиаполе двух стран ЕАЭС — Армении и Белоруссии. Однако этот процесс, очевидно, не был вызван спецоперацией на Украине и последовавшим обострением международной обстановки. Так, в Армении за год с октября 2021 по сентябрь 2022 года наибольшая публикационная активность пришлась на месяцы после начала СВО — с марта по июнь (рис. 2), а в Белоруссии публикационная активность после СВО сохранялась стабильной — в диапазоне 1700–1900 публикаций в месяц (рис. 3). Единственное изменение, которое фиксируется после февраля 2022 года, — это нарастание числа материалов в армянских СМИ, где ЕАЭС упоминается лишь эпизодически: если до февраля в 774 публикациях против 680 ЕАЭС упоминался в качестве главного объекта, то за последующие месяцы соотношение стало 1686 против 2157 соответственно. В белорусских медиа данное соотношение стабильно сохраняется примерно 1:1.
Рисунок 2. Динамика публикаций о ЕАЭС в СМИ Армении в период с октября 2021 по сентябрь 2022 года
Рисунок 3. Динамика публикаций о ЕАЭС в СМИ Белоруссии в период с октября 2021 по сентябрь 2022 года
Две страны, в которых заметна тенденция к повышению публикационной активности о ЕАЭС, — это Россия и Киргизия. С февраля 2022 года количество ежемесячных публикаций в киргизских СМИ начинает превышать отметку в 2000 публикаций и больше не опускается ниже, за исключением двух месяцев традиционного «летнего затишья» в медиа и политической сфере (рис. 4). При этом соотношение упоминаний Союза в качестве основного объекта и эпизодического сохраняется во все месяцы примерно 1:1, что для стран объединения довольно высокий показатель.
Рисунок 4. Динамика публикаций о ЕАЭС в СМИ Киргизии в период с октября 2021 по сентябрь 2022 года
Столь резкий рост публикационной активности объясняется тем, что с января 2022 года председательство в Евразийском экономическом союзе перешло к Киргизии — этот факт не мог остаться незамеченным местными СМИ и привел к насыщению местного медиаполя евразийской повесткой. В случае с российскими СМИ рост публикационной активности не столь значительный (рис. 5) и вызван, скорее, обсуждениями «разворота на Восток» в условиях санкций и формированием большого евразийского партнерства, одним из элементов которого должен стать ЕАЭС. неслучайно в российских СМИ преобладают материалы, в которых Союз упоминается лишь в контексте более глобальных проблем: публикаций, где Союз упоминается эпизодически, в два раза больше, чем тех, где объединение выступает главным объектом.
Рисунок 5. Динамика публикаций о ЕАЭС в СМИ России в период с октября 2021 по сентябрь 2022 года
В медиаполе стран ЕАЭС после начала спецоперации на Украине не прибавилось и негатива относительно объединения. наиболее критичной к интеграции традиционно[7] остается Белоруссия с долей негативных сообщений в 5–6 %. Доля же таких сообщений в других странах колеблется на уровне 1–3 %. но на протяжении всего периода исследования количество негативных публикаций не превышало количество позитивных, хотя в рамках проекта «Евразийский медиаиндекс» в предыдущие годы подобные ситуации фиксировались во время обострения проблем с интеграционным строительством.
Рисунок 6. Динамика доли негативных сообщений о ЕАЭС в СМИ ЕАЭС в период с октября 2021 по сентябрь 2022 года
Начало СВО и обострение международной обстановки не нивелировало евразийскую интеграционную повестку в медиаполе объединения. Интерес к деятельности объединения сохраняется и подогревается через СМИ. количественные негативные тенденции в информационном обеспечении интеграции, которые фиксируются в 2022 г., имеют системную природу и проявлялись еще до старта СВО.
Новая интеграционная повестка
Качественно медийный образ ЕАЭС после начала спецоперации на Украине изменился более значительно, нежели количественно. В различной степени, но в каждой стране в евразийской повестке появились вопросы, связанные с обсуждением либо формирования нового миропорядка, либо санкций и их последствий.
Менее всего подверженным кризисной конъюнктуре оказалось медиаполе Киргизии. как и отмечалось, локомотивом повестки и публикационной активности стало председательство страны в ЕАЭС, поэтому наиболее резонансные инфоповоды здесь были связаны с протокольными мероприятиями (визиты председателя Евразийской экономической комиссии, премьеров и др.), а также отдельными рабочими визитами глав стран Союза. Освещались и вопросы внутрирегиональной экономической кооперации в Центральной Азии. Эти темы несколько оттеснили традиционно важный и отчасти проблемный для Киргизии блок тем, связанных с положением мигрантов в ЕАЭС.
В Армении влияние меняющейся международной обстановки проявляется в активном обсуждении последствий для экономики (прежде всего с точки зрения развития транспортных коридоров), армяно-азербайджанской и армяно-турецкой нормализации отношений. При этом традиционно образ экономического союза искажается в сторону вопросов безопасности. Остальные резонансные поводы в период после начала СВО связаны непосредственно с обсуждением возможности обхода антироссийских санкций.
Тематика обхода санкций и обеспечения экономической безопасности в различных отраслях объединяет евразийскую повестку и в остальных трех странах Союза. Так, из топ-10 наиболее резонансных тем о ЕАЭС в российских СМИ после начала СВО только одна носит протокольный характер: «Премьер Киргизии: страны ЕАЭС имеют огромный потенциал для интеграции». Все остальные инфоповоды связаны с преодолением санкционных ограничений:
- создание Евразийской перестраховочной компании;
- введение новой платежной единицы;
- временный запрет на экспорт зерновых в страны ЕАЭС и сахара в третьи страны;
- формирование перечня товаров, запрещенных к вывозу из России;
- обеспечение продовольственной безопасности.
Белорусская евразийская повестка выглядит практически идентично российской. Отдельный акцент в ней делается на теме электронной торговли и ее развитии, а также на вопросах сопряжения ЕАЭС и ШОС для формирования каркаса нового миропорядка.
В казахстанском медиаполе к этим темам евразийской повестки добавляются традиционно важные для местного бизнеса вопросы снятия барьеров внутри ЕАЭС. новые же темы евразийской повестки практически полностью связаны с последствиями СВО и санкциями против России:
- приезд россиян в Казахстан;
- запрет на вывоз иностранной валюты и золота;
- вопросы продовольственной безопасности;
- легализация иностранных автомобилей;
- формирование мирной и сильной Евразии.
Анализ медиапространства стран ЕАЭС свидетельствует, что в условиях геополитического шторма страны объединения сохраняют интерес к интеграционным процессам, однако меняются акценты в их освещении. «Дистиллированная» социально-экономическая повестка, увязанная прежде всего с официальными встречами, сохраняется, но отходит на второй план. Интеграция трансформируется из инструмента по коллективному встраиванию в глобальную экономику в инструмент по выживанию и конструированию самостоятельного экономико-технологического полюса. Соответствующе меняется и образ интеграции — эта тематика в новых условиях выходит в авангард евразийской интеграционной повестки. Если новые приоритеты получат подкрепление в практической плоскости, можно будет ожидать и преодоление указанных системных негативных тенденций в медийном сопровождении деятельности ЕАЭС.
[1] Страны ЕАЭС договорились о переходе на расчеты в нацвалютах // Ведомости. 18.03.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/03/18/914184-eaes-perehode-natsvalyutah.
[2] Завершена работа над Соглашением об учреждении Евразийской перестраховочной компании // Евразийская экономическая комиссия. 26.08.2022. URL: https://eec.eaeunion.org/news/zavershena-rabota-nad-soglasheniem-ob-uchrezhdenii-evraziyskoy-perestrakhovochnoy-kompanii/.
[3] В Турции ответили на предложение Путина создать в стране газовый хаб // Рбк. 12.10.2022. URL: https://www.rbc.ru/business/12/10/2022/6346b4c19a79477e64693adb.
[4] Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 21.06.2022 № 10 «О комиссии по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках Евразийского экономического союза».
[5] Казахстан отказался от предложения России расплачиваться за газ только в рублях // Inbusinnes.kz. 22.10.2022. URL: https://inbusiness.kz/ru/last/kazahstan-otkazalsya-ot-predlozheniya-rossii-rasplachivatsya-za-gaz-tolko-v-rublyah.
[6] Здесь и далее в рисунках источник: «Медиалогия», собственные расчеты.
[7] Евразийский медиаиндекс 2017—2022 гг. // Центр изучения перспектив интеграции. URL: http://perspectivecenter.org/mediaindex/iv-kvartal-2021-goda/.
Мы в соцсетях: