Расширенный комментарий

| Том 3. Выпуск 8(20)

Взаимопомощь горожан: равное консультирование

Ларюшина Олеся Дмитриевна

кризисный психолог/онкопсихолог, равный консультант (г. Саратов)

Испокон веков развитие человечества обеспечивалось передачей имеющегося опыта от поколения к поколению. В наше время эта традиция воплощается в новом и бурно развивающемся направлении равного консультирования, суть которого заключается в том, что человек, имеющий определенный опыт, делится им с тем(и), кому он необходим. Это может быть борьба с тяжелым заболеванием, зависимостью или любой другой жизненной трудностью, когда человек нуждается в поддержке, а главное — в информации, что в этой ситуации делать и как жить дальше.

В России равное консультирование начало развиваться внутри общественных движений по поддержке пациентов с диагнозом ВИЧ/СПИД. Позже его подхватили организации помощи онкологическим больным. В период пандемии COVID-19 данная инициатива перешла в интернет-­пространство, — и с этого момента движение равных консультантов проникло в самые дальние уголки нашей страны. Благодаря этому в период изоляции у пациентов с крайне уязвимым иммунитетом, находящихся в стационарах или на амбулаторном лечении, появилась возможность получать помощь, не покидая места своего пребывания.

При постановке тяжелого диагноза человек проживает целый спектр негативных эмоций — ступор, шок, отрицание происходящего, — и как бы активно близкие ни старались поддержать его в этот момент, услышаны они будут нескоро, поскольку таким пациентам свой­ственно изолироваться в своих переживаниях даже от ближайшего окружения. В то же время именно в этот период людям необходимо принимать жизненно важные решения — проверить установленный диагноз, выбрать медицинское учреждение, врача и метод лечения — и делать это достаточно быстро. Учитывая загруженность и строгую регламентацию времени приема, врачебный персонал при всем желании не может оказать эмоциональную поддержку и проконсультировать пациента по всем возникающим вопросам.

Чем больше пациент осведомлен о своем диагнозе, методах диагностики и лечения, тем выше вероятность благоприятного исхода заболевания. Каждый равный консультант ­когда-то уже прошел путь преодоления болезни — со взлетами и падениями, трудностями и ошибками. Значит, он хорошо представляет себе, что испытывает человек, находящийся в начале этого пути, как сильно он нуждается в информации и, главное, в том, чтобы быть услышанным и понятым.

Именно такую поддержку готов оказывать равный консультант. При этом у многих возникает вопрос о мотивации — чем руководствуется человек, оказывающий помощь на волонтерских началах?

Причины могут быть разные.

Первая — это удовлетворение собственных потребностей, ведь помогая другим, помогаешь себе. Возможные мотивы здесь — поделиться опытом; реализовать свои способности; влиять на общество; желание увидеть радость другого человека; желание облегчить боль и т. д.

Вторая причина. Есть множество стратегий совладания со стрессовой ситуацией. Упростим их до двух противоположных: 1) избегание или уход от решения проблемы и 2) погружение в изучение ситуации. Равный консультант действует в рамках второй стратегии. Он не только делится своим опытом, но и принимает опыт других пациентов. Он изучает информацию о современных методах лечения, проходящих клинических исследованиях, о возможностях бесплатного медицинского страхования и т. д. — «держит руку на пульсе», так сказать. Полученные знания дают внутреннее успокоение.

Третья — принадлежность к определенной группе. Состоя в группе единомышленников, человек может удовлетворить свою потребность в общении, дружбе, сотрудничестве и взаимопонимании. Конечно, куда здоровее объединяться в группы по увлечениям или профессиональным навыкам, чем по общему недугу. Но психика пациента, перенесшего лечение тяжелого заболевания, крайне ранима и ищет более безопасного взаимодействия. Этому в полной мере способствует сообщество равных консультантов.

Пациент, нашедший в себе силы вступить в ряды равных консультантов, неосознанно проходит психологическую реабилитацию, оздоравливая себя, свое окружение и придавая новый смысл существованию.

Психологическая помощь в нашей стране становится все более популярной и распространенной. Однако далеко не каждый в тяжелые моменты своей жизни обращается за помощью к специалисту. Для примера, постановка диагноза и лечение онкозаболевания вызывает крайне высокую степень эмоционального напряжения человека в течение длительного времени, самостоятельно справиться с ним практически невозможно. Результат — подавленные эмоции, упадок сил, эмоциональная гиперчувствительность.

Объективно оценить свое эмоциональное состояние человеку бывает затруднительно, поэтому при приеме на обучение равному консультированию соискатели проходят диагностическое тестирование. Но и этот метод оценки отражает далеко не полную картину психологического состояния, а значит, впоследствии взаимодействие с пациентом на пике его переживаний может послужить триггером для пробуждения ранее подавленных эмоций и привести к ретравматизации консультанта.

Помимо этого, равное консультирование может иметь такие подводные камни, как перенос проблем с пациента на равного консультанта; уход от собственных проблем; токсичные отношения (спасательство, выученная беспомощность); подкрепление неконструктивных коммуникаций с врачами; отсутствие юридической ответственности консультанта.

Чтобы избежать вышеупомянутых сложностей, консультанты проходят серьезную подготовку, включающую обучение базовым методикам эмоциональной саморегуляции, навыкам коммуникации, эмпатического слушания, выстраиванию и соблюдению личных границ, разъяснению области компетенций. Для них проводятся еженедельные супервизии, как групповые, так и индивидуальные, включающие разбор пациентских кейсов, а также мониторинг эмоционального состояния консультанта. Их обучают работать с проверенными источниками, содержащими информацию о различных нозологиях заболеваний и методах их лечения, законодательных нововведениях в сфере здравоохранения, последних медицинских исследованиях, маршрутизации по регионам и федеральным центрам страны.

Негласный свод этических правил равных консультантов состоит из следующих пунктов:

  • соблюдать конфиденциальность,
  • не давать иллюзорных обещаний (все будет хорошо и т. д.),
  • отвечать только после вопроса,
  • личный опыт консультанта — это просто пример, а не руководство к действию,
  • поддерживать только традиционные методы лечения,
  • не консультировать во время собственного лечения.

Эффективная помощь предполагает качественную подготовку, требующую немалых ресурсов. Здесь важную роль играет признание этой деятельности как узкоспециализированного профессионального направления с утвержденной программой обучения и четко очерченной зоной ответственности, регулируемой органами власти [1].

Равное консультирование однозначно способно оказывать неоценимую помощь пациентам как на стадии постановки диагноза, так и после завершения лечения. Оно может стать связующим мостом между врачебным персоналом и пациентами, а также снять непосильную нагрузку и с тех, и с других.

 


[1] В нашей стране подготовкой равных консультантов занимаются такие НКО, как Фонд поддержки женщин «Александра», «Фонд борьбы с лейкемией», Ассоциация помощи женщинам с ВИЧ «Е. В. А.», Благотворительный фонд AdVita («Ради жизни») и другие. В основном эти организации сосредоточены в Москве и Санкт-­Петербурге. Информацию о наборе предоставляемых ими услуг можно найти на их официальных сайтах и страницах в социальных сетях.

После того как консультант получает сертификат о прохождении обучения, фонд инициирует заключение с ним волонтерского договора, а также включает его в общедоступный реестр с указанием имени и города. Дальше консультант сам занимается распространением информации о себе и своих услугах через врачей, других пациентов и на страницах в социальных сетях.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: