РАСШИРЕННЫЙ Комментарий

| ТОМ 2. ВЫПУСК 6 (11)

Когда фейки атакуют. A la guerre comme à la guerre

Манойло Андрей Викторович

профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, учредитель и президент Ассоциации специалистов по информационным операциям, руководитель антифейкового проекта «Вбросам.нет»

Фейки (поддельные новости) получили статус одного из самых опасных явлений современности. Переломным моментом в их восприятии стала президентская избирательная кампания 2016 года в США, в ходе которой фейки, соединившись с «вирусными» технологиями их распространения, едва не поставили точку в восходящей политической карьере Д. Трампа, вынужденного яростно отбиваться от атаковавших его разнообразных «фейк-ньюз» (CNN и др.). Высокая проникающая способность фейковых новостей, уникальная способность практически мгновенно охватывать большие аудитории, овладевать сознанием людей и управлять им заставили отнести фейковые новости к разряду «абсолютного оружия»: тогда фейковые атаки вызывали только панику, никто не знал, как им противостоять; выверенных инструментов противодействия фейкам не было.

В современных информационных операциях фейковые новости используются как один из узкоспециализированных инструментов управления сознанием и поведением людей.

Фейковая новость (фейк) — это информационный вброс, содержащий в себе специально подготовленную информацию заведомо провокационного и резонансного характера. При этом сам фейк может содержать как ложную, так и истинную (проверяемую) информацию, вырванную из контекста конкретной беседы, разговора или выступления.

Цель фейковой новости — создание ажиотажа вокруг мнимого информационного повода. Главная задача — перехват информационной повестки и замыкание ее на себя с тем, чтобы содержание фейка на некоторое время стало навязчивой идеей, подчиняющей себе сознание и волю человека, попавшего под его влияние.

Фейковые новости распространяются благодаря вирусным технологиям, отвечающим за передачу эмоционально окрашенной информации. Информация распространяется от одного человека к другому через ближний и дальний круги общения, быстро охватывая множество людей, подобно биологической эпидемии вируса (отсюда и сами термины — вирусные технологии, вирусный эффект и т. д.). Главными распространителями вирусной информации становятся сами получатели, «заразившиеся» ею, то есть перешедшие в возбужденное (пограничное психоэмоциональное) состояние, требующее немедленно поделиться своими эмоциями с другими людьми.

Фейк отличается особой формой подачи информации — он содержит эмоциональный код: призывы, посылы, лозунги, апеллирующие к сфере чувств и эмоций. Это обеспечивает срабатывание основного механизма распространения фейка — механизма «эмоционального заражения». Большинство фейков вбрасываются в расчете на то, что воспринявший их человек перейдет в возбужденное состояние (под наплывом эмоций утратив контроль над реальностью), прежде чем успеет эту информацию перепроверить через другие источники. По этому эмоциональному заряду они обычно и распознаются.

Существует несколько способов (тактических схем) эффективного противодействия фейкам, которые в информационных операциях могут использоваться комбинированно:

1. Удар на упреждение (если атака только готовится) — лучший способ сделать так, чтобы атака и не началась: сбить фокус внимания с будущего информационного инцидента, вокруг которого будет создаваться ажиотаж, переключить внимание на другой резонансный повод (или сразу на несколько поводов).

2. Перехват информационной повестки (если атака уже началась). Начинается с немедленной публикации в СМИ и сетях официальной позиции (например, компетентного органа власти), вносящей полную ясность в инцидент и не оставляющей пространства для инсинуаций. Затем — регулярное динамичное насыщение информационного пространства фактами, цифрами, которые можно проверить.

3. Внедрение собственной информационной повестки (если перехват повестки уже осуществлен). Если повестку удалось перехватить, то следующим шагом становится актуализация собственной информационной повестки, задающей в том числе и собственные правила информационной «игры».

Противодействие реальным фейкам — чрезвычайно сложная задача, успех которой зависит в первую очередь от технологий перехвата информационной повестки и оперативной инициативы «обороняющейся» стороны. Технологии перехвата повестки, в свою очередь, базируются на методике, опирающейся на следующую операционную последовательность действий (алгоритм распознавания и отражения фейка):

  • Выявление и распознавание фейка.
  • Первичный перехват информационной повестки у фейка (разоблачение).
  • Создание вирусного антифейка, способного перехватить у фейка повестку, размещение его в информационном пространстве.
  • Запуск встречной информационной волны, способной сбить фейк на «взлете».
  • Размещение поддерживающих «волну» антифейков и иного вирусного контента.
  • Оперативный мониторинг ситуации.

Каждому действию из этого перечня должны соответствовать свой набор компетенций и узкопрофильный специалист, прошедший специальную подготовку. Авторская технология подготовки специалистов по борьбе с фейками, адаптированная для апробации в рамках федерального молодежного форума «Дигория» [1], включает в себя восемь этапов:

1. Создание «оперативных пятерок», в которых определяются лидеры, ньюсмейкеры, аналитики, технологи.

2. Выявление и распознавание. Из текущей ленты новостей (любого их крупных информационных агентств) отбирается фейк.

3. Первичный перехват информационной повестки. Коммуникатор группы оперативно берет краткий комментарий у авторитетного специалиста в области, соответствующей ядру фейка. Комментарий в виде прямой речи (цитаты) эксперта связывается с фейком на специальном ресурсе «Вбросам.нет», посвященном выявлению фейков и их разоблачению.

4. Препарирование. Аналитики «вскрывают» фейк, определяют механизм его действия, цели, задачи, возможные источники и мишени.

5. Разоблачение «магии» фейка. На «Вбросам.нет» размещается краткий материал, раскрывающий внутреннее устройство, манипулятивную природу и механизм функционирования фейка.

6. Ответный удар-1. Снимается и размещается в сети ответный вирусный видеоконтент (например, демонстрирующий эмоции обманутых фейком людей).

7. Ответный удар-2. Готовится развернутая аналитическая статья-­экспертиза, где фейк подвергается детальному анализу. Материал размещается на «Вбросам.нет» в связке с первым кратким аналитическим материалом.

8. Встречная волна. На базе материалов «ответных ударов» 1 и 2 формируется новый вирусный контент (антифейк), который в виде встречной волны запускается в сеть и СМИ, сбивает фокус исходного фейка и перехватывает оперативную инициативу.


[1] Разработана и представлена 23 сентября 2020 г. для федерального молодежного форума «Дигория» А. В. Манойло и В. И. Теличко.

Мы в соцсетях:


Издатель: АО ВЦИОМ

119034, г. Москва,

ул. Пречистенка, д. 38, пом.1

Тел. +7 495 748-08-07

Следите за нашими обновлениями:

ВЦИОМ Вконтакте ВЦИОМ Телеграм ВЦИОМ Дзен

Задать вопрос или оставить комментарий: