Комментарий к теме выпуска
| ТОМ 1. ВЫПУСК 6 (6)
Оценки влияния кризиса на МСП: сбылись ли прогнозы весны 2020 года
Баринова Вера Александровна
кандидат экономических наук, заведующая Международной лабораторией исследований проблем устойчивого развития Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Земцов Степан Петрович
кандидат географических наук, директор Центра экономической географии и регионалистики Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Нет спроса, но есть страх неопределенности
Начиная с марта 2020 года малый и средний бизнес находился в тяжелых условиях падения спроса на услуги и товары, а также неопределенности экономической ситуации. Опросы малого бизнеса Росстатом [1] фиксируют это как самые значимые факторы, ограничивающие развитие предприятий. Дело в том, что более 80 % всех субъектов малого и среднего предпринимательства относятся к сфере услуг, причем подавляющая часть из них связаны с предоставлением офлайн-услуг: торговля, рестораны, гостиницы, ремонтные мастерские, парикмахерские и т. д. Конечно, в период локдауна и последующего снижения доходов населения спрос на эти услуги резко сократился.
В итоге предпринимательские настроения ухудшились до уровня кризиса 2015—2016 годов. Наиболее сильное падение уровня деловой активности малого бизнеса пришлось на апрель 2020 года [2] во время локдауна. Но и во втором полугодии бизнес не ждало ничего хорошего, поэтому в подавляющем большинстве он сокращал свои вложения.
Наиболее пессимистичные прогнозы пока не сбылись
В апреле 2020 года в некоторых сервисах падение выручки составило более 90 %. Тогда же звучало, что к июню может закрыться каждое третье предприятие МСП [3]. По опросам торгово-промышленной палаты [4], 46 % опрошенных предпринимателей отметили, что деятельность их предприятий была прекращена полностью, а у 25 % опрошенных доходы упали более чем на 75 %. По нашим оценкам за этот же период, коронакризис затронул более 75 % субъектов МСП, хотя непосредственно в наиболее пострадавших отраслях было сконцентрировано около 11 % предприятий и 5,5 млн занятых [5]. Мы ожидали ухода из активного бизнеса или окончательное перемещение в теневую экономику до половины субъектов МСП (около 3 млн компаний и ИП) и снижение занятости в секторе на несколько миллионов человек.
Оценки экспертов на декабрь 2020 года были скорректированы в меньшую сторону: по исследованиям ЦСР, по итогам 2020 года численность потерявших работу сотрудников малых и средних предприятий достигнет 1,1 млн человек [6], 38 % от общего сокращения рабочих мест придется на МСП.
Статистика же пока не отражает драматического падения. По доступным за январь — сентябрь данным Росстата [7], средняя численность работников на малых предприятиях —юрлицах сократилась в 2020 году на 8,4 %. Оборот малых предприятий — юрлиц с января по сентябрь 2020 года сократился на 9,6 % [8] по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Согласно же данным Единого реестра МСП [9], общее число субъектов МСП к августу 2020 года уменьшилось на 4,2 % в сравнении с августом 2019 года [10], а занятость даже несколько выросла.
Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, владельцы фирм часто не закрывают свои компании в случае прекращения деятельности, а ждут автоматического исключения из реестров ФНС (ЕГЮРЛ и ЕГРИП) после 12—15 месяцев с момента сдачи последней отчетности.
Во-вторых, на сокращении числа закрытых фирм сказался введенный мораторий на банкротства. В период пандемии сложно было открыть или закрыть фирму.
В-третьих, отдельные компании перешли из разряда крупных в средние, чем искусственно пополнили занятость в секторе МСП. Число средних фирм выросло на 5,2 %.
В-четвертых, фирмам разрешили досдать отчетность, чтобы официально попасть в реестр и получить льготы и поддержку. И если в прошлые годы отдельные субъекты МСП не обращали должного внимания на реестр и отчетность, то в кризис они были учтены статистикой. Это также привело к росту занятости в секторе.
На самом деле успехи предпринимательского сектора в 2020 году в сравнении с прогнозами экспертов во многом связаны с особенностями статистики. А реальные масштабы закрытий мы увидим лишь через один-два года.
Кому война, а кому мать родна
По данным ФНС, с августа 2019 по август 2020 года в России закрылось 1,16 млн малых и средних компаний. Этот показатель почти в два раза выше, чем за аналогичный период годом ранее. Рост связан с нерабочим периодом, падением спроса, невозможностью платить арендные платежи и жесткими правилами работы после снятия ограничений. Структура МСП также поменялась: значительная часть ИП стали самозанятыми, а число средних компаний несколько выросло за счет крупных. С учетом новых компаний чистые закрытия составили 280 тыс. предприятий, что существенно превышает аналогичный показатель за 2019 год, когда на фоне повышения НДС и введения контрольно-кассовой техники чистое сокращение числа МСП составило 85 тыс. фирм.
Вместе с тем в десяти секторах экономики был зафиксирован рост выручки в 2020 году: это страхование, производство одежды, производство бумаги, лесоводство, издательская деятельность, информационные технологии, разработка ПО, производство текстиля, НИОКР и торговля автотранспортом [11]. Многие средние компании в крупнейших городах в сфере интернет-торговли, доставки в условиях пандемии массово нанимали специалистов.
В течение 2020 года множество компаний сменили основной ОКВЭД, чтобы попасть в перечень наиболее пострадавших отраслей [12]. В пользу этого говорит, например, увеличение числа организаций с основным ОКВЭД из раздела «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания».
Влияние коронакризиса не везде оказалось одинаковым. Среди регионов, где число субъектов МСП сократилось более чем на 5 %, присутствуют как менее развитые регионы в целом с неблагоприятными условиями для развития бизнеса (Ингушетия, Еврейская АО, Адыгея, Архангельская область, Коми, Тыва, Саха, Крым), так и крупнейшие агломерации (Москва, Пермский край, Самарская область). В последних выше доля сервисов для населения, но там же вводились более жесткие карантинные ограничения. Сокращение числа субъектов МСП в Москве превысило 5,2 %, что выше среднероссийского значения (4,2 %) и прошлогодней убыли в регионе (4,9 %). С другой стороны, в крупных агломерациях выше уровень цифровизации бизнеса: более 50 % компаний размещали до кризиса свои заказы в интернете, население охотно пользовалось услугами доставки. Эти процессы резко ускорились в период пандемии, а часть бизнесов смогла быстро приспособиться к новым условиям работы. В менее развитых и удаленных регионах ситуация сложнее.
Помогало ли государство?
В обширном исследовании «Общество и пандемия» 13 дан подробный анализ мер государственной поддержки бизнеса. Российским правительством весной — летом 2020 года был предложен целый ряд мер для наиболее пострадавших отраслей: отсрочки в уплате налогов и страховых взносов, освобождение от их уплаты за II квартал 2020 г., снижение страховых взносов, отсрочки и реструктуризация кредитов, кредитные каникулы индивидуальным предпринимателям, безвозмездная финансовая помощь и беспроцентные кредиты в апреле и мае 2020 г. на выплаты зарплат, введение моратория на налоговые проверки МСП. Косвенно поддержан спрос на товары и услуги МСП: субсидии для наиболее бедных слоев населения, для семей с детьми, безработных.
Мерой по снижению страховых взносов воспользовались 21,7 % опрошенных компаний [14]. Крайне востребованной мерой оказались субсидии на заработную плату за апрель и май 2020 года. По данным Минэкономразвития России, этой мерой пользовалось ежемесячно около 18 % всех субъектов МСП. Однако размер субсидий довольно скромный — 26 %—30 % от средней заработной платы в России, при этом в странах ОЭСР размер подобных единоразовых выплат достигал 50 %—90 % [15].
К августу 2020 года около 4 % субъектов МСП (212 тыс.) получили кредиты для выплаты заработной платы, для 4 % субъектов МСП была проведена реструктуризация кредитов. В августе резко вырос общий объем кредитования субъектов МСП (700 млрд руб.), а также число получателей кредитов — до 236 тыс. субъектов МСП (4,1 %). После мартовского пика объем выданных МСП кредитов и число заемщиков стали резко сокращаться. Предприниматели опасались, что не смогут выплатить кредиты в срок, и надеялись переждать короткий кризис. Быстрого восстановления спроса, однако, не произошло, поэтому в августе снова начался рост объемов кредитования — на 25 % в сравнении с 2019 г., а в сентябре — еще на 24 %. Средний же размер кредита постоянно уменьшался: с 5,7 млн руб. в марте 2020 г. до 2,6 млн руб. в августе (2,9 — в сентябре). Очевидно, что субъекты МСП воспользовались льготными условиями получения кредитов на сохранение занятости и выплату заработных плат, а также по другим программам.
При получении поддержки возникли проблемы с определением видов деятельности по ОКВЭД, поскольку на льготы могут претендовать только фирмы, у которых вид деятельности, указанный как основной, числится в перечне наиболее пострадавших отраслей. Многие компании не входили в Единый реестр субъектов МСП, так как не видели в этом смысла и не сдавали годовую отчетность по числу работников. Компаниям было разрешено досдать отчетность, использовать дополнительные коды ОКВЭД или изменить их.
В целом российские меры поддержки в контексте международного опыта характеризуются более низким охватом и размером финансирования поддержки МСП, а условия их предоставления зачастую были более жесткие, чем в некоторых развитых странах. В текущей ситуации не все меры окажут долгосрочное влияние на сферу МСП: высока вероятность, что фискальная и кредитная нагрузки вырастут в 2021 г.
Определенную роль в сглаживании ситуации сыграли меры поддержки, но после кризиса понадобятся иные подходы [16]. Традиционные меры требуют значительных бюджетных ресурсов (которых будет не хватать), но часто не решают базовых проблем:
- поддержкой охвачено малое число фирм;
- поддержку могут получать не те фирмы, которые нуждаются;
- поддержанные фирмы могут вытеснять другие компании;
- поддержка не помогает улучшить общую неблагоприятную институциональную среду.
В государствах со слабыми институтами общественного контроля (независимые СМИ, НКО и т. д.) эффективная в развитых странах политика может порождать новые барьеры для малого и среднего бизнеса: коррупцию, «привилегированные» компании, рентное поведение экономических агентов, недоверие бизнеса к государству и т. д.
[1] Основные показатели деловой активности малых предприятий // Росстат. URL: https://www.gks.ru/folder/14036.
[2] Индекс RSBI // Промсвязьбанк. URL: https://www.psbank.ru/Business/RSBI, https://www.psbank.ru/-/media/PSB-1_2/OnlineServices/RSBI-2020_noyabr.pdf.
[3] ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса // РБК. 21.03.2020. URL: https://
www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a7947467949c77d.
[4] ТПП РФ запускает новый масштабный специальный проект «БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ» // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 13.04.2020. URL: https://tpprf.ru/ru/news/tpp-rf-zapuskaet-novyy-masshtabnyy-spetsialnyy-proekt-biznes-barometr-strany-i355418/.
[5] Земцов С. П., Царева Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 71—82.
[6] Малый бизнес теряет миллион // РБК. 04.12.2020. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/12/07/5fc9f4d99a79475868204676.
[7] Институциональные преобразования в экономике. Малые предприятия (без микропредприятий) // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14036.
[8] Там же.
[9] Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // ФНС. URL: https://rmsp.nalog.ru/.
[10] Именно в августе наиболее корректные данные, так как в этот месяц реестр очищается от предприятий, прекративших деятельность, не сдавших отчетность, переставших соответствовать критериям отнесения к субъектам МСП (превышение критериев должно быть зафиксировано в течение трех лет подряд).
[11] СберИндекс, Изменение активности МСП по категориям. URL: https://sberindex.ru/ru/dashboards/izmenenie-aktivnosti-msp?partition=2.
[12] Житкова В., Мельникова К. «Не год, а катастрофа»: каким был 2020-й для бизнеса в России // Forbes. 30.12.2020. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/417655-ne-god-katastrofa-kakim-byl-2020-y-dlya-
biznesa-v-rossii.
[13] Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020.
[14] Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Приложение к докладу президенту Российской Федерации «COVID-19: последствия для бизнеса и экономики». URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf.
[15] Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020.
[16] Земцов С. П., Чепуренко А. Ю., Баринова В. А., Красносельких А. Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. 2020. № 10. С. 44—67.
Мы в соцсетях: