ОБЗОР ТРЕНДОВ
| ТОМ 4. ВЫПУСК 7—8 (27)
Нейросети в исследовательской практике
Ольга Якимова
кандидат социологических наук, руководитель отдела издательских программ ВЦИОМ, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Процесс проведения академических и прикладных исследований предполагает не только интеллектуальное творчество и драйв. Он также связан с определенным набором рутинных операций, требующих значительных временны́х затрат и концентрации внимания. Это обусловливает постоянное стремление исследователей искать инструменты, способные освободить их от скучной и монотонной работы. Генеративные нейросети выглядят в таком контексте многообещающе.
В данном выпуске СоциоДиггера мы сфокусировались на том, как и на каких этапах большие языковые модели могут применяться в практике исследователя, как они изменят профессию и рынок. На основе материалов выпуска мы выделили четыре развивающихся тренда, связанных с широким внедрением инструментов искусственного интеллекта в исследовательскую деятельность.
Т1. Новое разделение труда: рутинные операции перекладываются на нейросеть, а творческие задачи остаются за человеком[1].
Такой подход заметно разгружает исследователя, освобождая ему/ей время для собственно интеллектуального поиска. Тем не менее эксперты отмечают риски полного отказа от «скучной» и «монотонной» работы. Передача рутинных функций, например, по проверке орфографии и пунктуации, переводу текста и даже его написанию машине постепенно может привести к утрате человеком этих компетенций, что будет иметь негативные социальные и психологические последствия. Способность говорить тесно связана с мышлением, поэтому, если люди перестанут формулировать свои мысли, они перестанут понимать себя и собеседника, и как следствие ― понимать речь[2].
Т2. Расширение возможностей нейросетей и, соответственно, изменение их статуса и функционала в исследовательской деятельности[3].
В случае этического допущения сотрудничества «исследователь — нейросеть», принятия его без проблематизации авторства баланс ролей в нем может постепенно меняться. Эксперты отмечают: уже сейчас очевидно, что системы генеративного интеллекта будут использоваться не только "при подготовке научных публикаций и заявок на гранты, но и для формулирования исследовательских гипотез, моделирования социального взаимодействия, определения возможных следствий из теоретических положений, анализа собранных данных, а также для разработки инструментария эмпирических исследований"[4].
Т3. Появление новых предметных областей исследований[5].
В социальной психологии, например, генеративные нейросети стимулировали развитие (а) психометрики ИИ ― изучение состояния общества по динамике психологических характеристик наиболее доступных для массового использования систем ИИ и (б) мультиагентного моделирования динамики межличностного и группового взаимодействия как прогнозирования социальных процессов с помощью искусственных сообществ и цифровых двойников.
Т4. Формирование полицифрового рынка услуг[6].
Эксперты прогнозируют, что наряду с приложениями для чат-ботов будут широко использоваться и другие мобильные приложения и виртуальные среды, которые исследователи могут использовать в своей практике. Например, в социальной психологии они могут применяться "для самоменеджмента и повышения осознанности, улучшения качества сна, повышения приверженности приему лекарств и здоровьесберегающему поведению, избавления от различного рода зависимостей, управления эмоциональным состоянием и повышения психологической грамотности«[7] и пр.
***
Подводя итог, можно отметить, что эксперты выпуска[8] «Исследователь — нейросеть: сила и слабость» на практике доказывают, что генеративные нейросети не только будут, но уже применяются ими на всех этапах работы ― при разведывательном анализе, сборе и анализе данных, а также подготовке отчетов[9]. В целом использование больших языковых моделей ведет к демократизации доступа к решениям узких профессиональных задач и ускорению процесса работы тех, кто применяет их на практике. В этом контексте неизбежно возникает вопрос, что будет с теми, кто не овладеет навыками взаимодействия с ИИ. Грозит ли им профессиональная маргинализация или они сохранятся и будут развивать какие-то новые методологические направления и школы? В любом случае в настоящий момент значимость освоения навыков взаимодействия с программой, таких как правильная постановка вопросов, формулирование заданий и пр., оценивается экспертами как очень высокая. То есть всему этому нам предстоит научиться.
[1] Подробнее об этом см. в материале М. Кронгауза «„Ремесленники слова“ буду не нужны»: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/remeslenniki-slova-budut-ne-nuzhny; М. Виноградова «ChatGPT и потенциал выживаемости политконсалтинга». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/chatgpt-i-potencial-vyzhivaemosti-politkonsaltinga; C. Скрипникова «Public Relations: винил против цифры». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/public-relations-vinil-protiv-cifry; С. Давыдова, М. Лукиной, А. Замкова, М. Крашенинниковой «Искусственный интеллект в российской индустрии медиа и коммуникаций». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/iskusstvennyi-intellekt-v-rossiiskoi-industrii-media-i-kommunikacii.
[2] См. М. Кронгауз «„Ремесленники слова“ буду не нужны»: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/remeslenniki-slova-budut-ne-nuzhny.
[3] Подробнее об этом см. в материалах Т. Нестика «Как технологии генеративного искусственного интеллекта повлияют на психологическую науку и практику». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/kak-tekhnologii-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta-povlijajut-na-psikhologicheskuju-nauku-i-praktiku; С. Моисеева и М. Стаф «„There’s an AI for that“: возможности ChatGPT для работы с открытыми источниками данных». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/theres-an-ai-for-that-vozmozhnosti-chatgpt-dlja-raboty-s-otkrytymi-istochnikami-dannykh.
[4] См. Т. Нестик «Как технологии генеративного искусственного интеллекта повлияют на психологическую науку и практику». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/kak-tekhnologii-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta-povlijajut-na-psikhologicheskuju-nauku-i-praktiku.
[5] Подробнее об этом см. в материалах Д. Королевой «Приспособятся ли традиционные институты образования к революции искусственного интеллекта или останутся непроницаемыми? Постановка исследовательских вопросов». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/prisposobjatsja-li-tradicionnye-instituty-obrazovanija-k-revoljucii-iskusstvennogo-intellekta-ili-ostanutsja-nepronicaemymi-postanovka-issledovatelskikh-voprosov; И. Ларионова «Нейросети в 2023 ― рождение искусственной личности?». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/neiroseti-v-2023-g-rozhdenie-iskusstvennoi-lichnosti; Т. Нестика «Как технологии генеративного искусственного интеллекта повлияют на психологическую науку и практику». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/kak-tekhnologii-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta-povlijajut-na-psikhologicheskuju-nauku-i-praktiku.
[6] Подробнее об этом см. в материалах Д. Котова «Алгоритмы искусственного интеллекта в прикладных социологических исследованиях». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/algoritmy-iskusstvennogo-intellekta-v-prikladnykh-sociologicheskikh-issledovanijakh; А. Малышева «Нейросети в работе исследователя». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/neiroseti-v-rabote-issledovatelja; Т. Нестика «Как технологии генеративного искусственного интеллекта повлияют на психологическую науку и практику». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/kak-tekhnologii-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta-povlijajut-na-psikhologicheskuju-nauku-i-praktiku.
[7] Т. Нестик «Как технологии генеративного искусственного интеллекта повлияют на психологическую науку и практику». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/kak-tekhnologii-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta-povlijajut-na-psikhologicheskuju-nauku-i-praktiku.
[8] Подробнее об этом см. в материалах Д. Котова «Алгоритмы искусственного интеллекта в прикладных социологических исследованиях». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/algoritmy-iskusstvennogo-intellekta-v-prikladnykh-sociologicheskikh-issledovanijakh; А. Малышева «Нейросети в работе исследователя». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/neiroseti-v-rabote-issledovatelja.
[9] См. С. Моисеев и М. Стаф «„There’s an AI for that“: возможности ChatGPT для работы с открытыми источниками данных». URL: https://sociodigger. ru/articles/articles-page/theres-an-ai-for-that-vozmozhnosti-chatgpt-dlja-raboty-s-otkrytymi-istochnikami-dannykh.
Мы в соцсетях: